«Черные ящики» эволюционируют: новые самописцы без демонтажа для A320
Новые «черные ящики» для Airbus A320: теперь данные можно извлечь прямо на борту, используя обычный ноутбук, что значительно ускоряет расшифровку.
Гамбург — Полетные данные и записи переговоров экипажа в кабине: бортовые самописцы, известные как «черные ящики», предоставляют следователям важные подсказки после авиационных происшествий. Технологии развиваются, и пришло время серьезного обновления. Немецкие компании Lufthansa Technik и Hensoldt совместно разработали и вывели на рынок новое поколение бортовых самописцев, предназначенных прежде всего для семейства Airbus A320. Главная особенность — возможность считывания данных без демонтажа устройств.
Lufthansa Technik и Hensoldt анонсировали выпуск линейки записывающих устройств нового поколения для семейства Airbus A320, которые, по заявлениям компаний, предлагают «значительные улучшения по сравнению с существующими бортовыми речевыми и параметрическими самописцами (CVR/FDR)».
«Благодаря предлагаемому решению по модернизации, авиакомпании не только будут полностью подготовлены к ужесточающимся в будущем требованиям к продолжительности записи, но и смогут извлекать сохраненные данные без демонтажа соответствующих устройств», — говорится в сообщении Lufthansa Technik. Возможность оперативного получения данных непосредственно на борту значительно ускоряет процесс расследования инцидентов и позволяет получить ценную информацию в кратчайшие сроки. Это напоминает работу системы расшифровки бортовых самописцев (МСРП) в российских аэропортах, где специалисты часто работают прямо на стоянке самолета.
Ужесточение требований к хранению данных
Ужесточение законодательных требований в США предусматривает, что коммерческие самолёты в будущем должны обеспечивать значительно более длительное хранение данных — и это касается не только параметров полета (FDR), но и переговоров в кабине (CVR). Это особенно важно для повышения безопасности полетов.
Вместо прежних двух часов, оба блока так называемого «черного ящика» должны сохранять записанные данные в течение как минимум 25 часов, прежде чем их можно будет перезаписать. Эти требования касаются не только самолетов, поступающих с завода, но и уже находящихся в эксплуатации.
«Эти требования касаются, в частности, CVR и были приняты в рамках закона FAA Reauthorization Act 2024», — пояснили в Lufthansa Technik. «Даже воздушные суда, оснащённые в настоящее время устаревшими технологиями записи, должны быть модернизированы в США до этого нового стандарта не позднее 2030 года». Вполне вероятно, что власти в других регионах мира вскоре последуют этому примеру. Учитывая активную интеграцию российской гражданской авиации в мировое авиационное сообщество, можно ожидать, что аналогичные требования будут постепенно внедряться и в России.
Новая линейка SferiRec от Lufthansa Technik и Hensoldt превосходит ужесточённые требования регулирующих органов. «В то время как новый CVR хранит до 45 часов переговоров в кабине и до 170 часов записей Datalink, новый FDR имеет емкость до 1600 часов», — говорится в сообщении. Такая емкость позволяет зафиксировать практически все этапы полета от взлета до посадки и последующего обслуживания.
Считывание данных без демонтажа
Для считывания сохраненных данных бортовые самописцы можно оставить закрепленными в самолёте. «Это стало возможным благодаря специальному комплекту On-Wing Readout Kit, программное обеспечение которого может быть установлено на обычном ноутбуке, не требует никакого дополнительного оборудования и доступно как для считывания FDR, так и CVR», — так Lufthansa Technik описывает процесс. Этот метод значительно упрощает процесс расшифровки и сокращает время простоя воздушного судна.
Новые устройства являются «настоящим решением Plug-and-Play» и могут заменить все существующие решения для A320 с раздельными блоками CVR/FDR. В ближайшее время планируется сертификация для других моделей самолетов Airbus и Boeing.
Внедрение новых бортовых самописцев, безусловно, является значительным шагом вперед в повышении безопасности полетов и оперативности расследования авиационных инцидентов. Технология, позволяющая считывать данные без демонтажа, обещает стать новым стандартом в отрасли.
