WestJet: конец эры откидывающихся кресел в экономе

WestJet отказывается от откидывающихся кресел: канадский перевозчик предлагает три класса обслуживания, где только в двух из них будет доступна эта функция.

Новые салоны WestJet: конец эпохи откидывающихся кресел? Что ждет пассажиров и повлияет ли это на российские авиалинии?
Новые салоны WestJet: конец эпохи откидывающихся кресел? Что ждет пассажиров и повлияет ли это на российские авиалинии?

Авиапассажиров всего мира волнует вопрос: откидывающееся кресло в самолёте — это право или привилегия? Этот вопрос становится особенно актуальным для пассажиров канадской авиакомпании WestJet, которая представила обновлённые салоны для своих самолётов Boeing 737. Впервые в истории авиакомпании пассажиры будут разделены на три чётких класса, и возможность откинуть спинку кресла будет доступна лишь в двух из них.

Решение WestJet отражает растущую тенденцию среди авиакомпаний по переосмыслению когда-то стандартной функции откидывания кресел. Для многих пассажиров возможность наклонить спинку кресла назад — это небольшой, но желанный комфорт в длительных перелётах, доставшийся нам из ушедшей эпохи, когда расстояние между креслами было значительно больше. Это способ немного вздремнуть или отстраниться от тесноты салона. Но для других это стало поводом для недовольства и даже конфликтов в воздухе.

Так что же движет этим сдвигом в сторону кресел с фиксированной спинкой и что это означает для будущего путешествий эконом-классом? Возможно, скоро и российским авиакомпаниям, таким как «Аэрофлот» или S7, придётся пересмотреть свой подход?

Внутри новых кресел WestJet: откидывание стоит денег

Первый обновлённый Boeing 737 WestJet начнёт полёты в конце октября, демонстрируя обновлённый интерьер и новую иерархию мест: Premium, Extended Comfort и Economy. К началу 2026 года оставшиеся 42 переоборудованных самолёта 737 MAX 8 и 737–800 пополнят флот с тем же дизайном и компоновкой.

Согласно WestJet, редизайн направлен на создание «единого впечатления от полёта» во всём флоте, отражая более роскошную атмосферу их дальнемагистральных Boeing 787 Dreamliner. В секции Premium будет 12 откидывающихся кресел, идентичных тем, что установлены на Dreamliner WestJet, с регулируемыми в четырёх направлениях подголовниками и контурными подушками.

Сразу за Premium располагается 36 мест Extended Comfort, которые также будут иметь возможность откидывания и увеличенное пространство для ног. Но для всех остальных — тех, кто летит в стандартном эконом-классе, — кресла будут зафиксированы в вертикальном положении.

WestJet утверждает, что новые кресла эконом-класса были «тщательно спроектированы» для сохранения личного пространства, с регулируемыми подголовниками, улучшенной поясничной поддержкой и «светлой и просторной» атмосферой в салоне. Пассажиры также могут рассчитывать на розетки для зарядки устройств, держатели для гаджетов, а также обновлённые туалеты и камбузы.

Саманта Тейлор, исполнительный вице-президент и директор по клиентскому опыту WestJet, заявила, что модернизация отражает «стремление авиакомпании улучшить каждый аспект путешествия». Возможно, это и так, но некоторые пассажиры могут почувствовать, что это улучшение достигается за определённую плату.

Нет откидывания — нет проблем?

В то время как WestJet сейчас находится в центре внимания из-за отказа от бесплатных откидывающихся кресел, это далеко не единственная авиакомпания, сделавшая подобный шаг. Фактически, WestJet присоединяется к длинному списку авиакомпаний, которые уже навсегда заблокировали свои кресла в вертикальном положении. В США Allegiant Air произвела замену ещё в 2006 году, а Spirit Airlines последовала за ней в 2009 году. Обе авиакомпании назвали снижение затрат на техническое обслуживание и облегчённую конструкцию кресел в качестве ключевых преимуществ. Allegiant утверждает, что изменение экономит авиакомпании 3,5 миллиона долларов в год на техническом обслуживании и 416 400 литров топлива в год благодаря меньшему весу.

По другую сторону Атлантики, Ryanair отказалась от откидывающихся кресел в 2004 году, что было подхвачено несколькими другими европейскими бюджетными авиакомпаниями. Даже British Airways установила кресла с фиксированным наклоном на некоторых ближнемагистральных маршрутах, описывая их как «предварительно откинутые» — то есть теоретически они уже находятся под наиболее удобным углом.

Между тем американские традиционные авиакомпании незаметно сократили диапазон откидывания спинок кресел. Delta, American, Southwest и United сократили функцию от (ранее) стандартных 10 сантиметров до 5 сантиметров.

Короче говоря, если вы считаете, что откидывание кресла — это ваше неотъемлемое право как авиапассажира, вам, возможно, стоит внимательно изучить свой посадочный талон.

Дискуссия на высоте 11 000 метров

Дебаты о «праве на откидывание» продолжаются уже много лет, и не только среди пассажиров. Опросы показывают, что большинство путешественников на самом деле предпочитают неоткидывающиеся кресла. Одно исследование показало, что 91% пассажиров поддерживают эту идею, в основном чтобы избежать конфликтов и сохранить место для ног.

И это логично. Спросите любого высокого пассажира (включая автора этой статьи, ростом 1 метр 85 сантиметров), и вы услышите одну и ту же историю: когда человек перед вами откидывает спинку кресла, это настоящее мучение. Место для ноутбука исчезает, колени страдают, а и без того тесные границы эконома становятся ещё меньше.

Конечно, откидывание кресла может показаться небольшой роскошью, но часто это происходит за счёт комфорта другого человека. Авиакомпании, которые отказались от этой функции, сообщают, что жалобы на «место для сидения» на самом деле уменьшаются, как только откидывание полностью устраняется. Когда спинка кресла каждого остаётся на месте, игровое поле… или, в данном случае, салон… кажется немного более справедливым.

Так, возможно, новый подход WestJet — это не столько взимание платы за привилегию, сколько переосмысление того, что означает комфорт в современном салоне. Меньше движущихся частей, меньше жалоб и меньше драк из-за личного пространства — может быть, это неплохой компромисс.

Потому что, будем честны: в небе 2025 года настоящая роскошь может заключаться не в возможности откинуться, а в наличии достаточного места, чтобы дышать. Быть может, однажды и в аэропорту Шереметьево нас будут ждать такие изменения? Время покажет.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,