Забытые в небе эшелоны: история первой авиации
Забытые эшелоны: от древних рисунков Наска до первых ВВС, летавших на шарах.
Многие считают, что воздушные бои бипланов в Первой мировой войне стали первым случаем применения авиации в бою. Однако воздушные шары использовались в военных конфликтах гораздо раньше. Некоторые, возможно, читали об использовании воздушных шаров армией Союза во время Гражданской войны в США. Но история воздухоплавания в военных и других целях восходит как минимум к XVIII веку, а возможно, и к более ранним временам. Пора провести «разбор полётов» и вспомнить истоки.
Гражданская война в США: баллоны на передовой
В 1862 году, во время кампании на полуострове, армия Союза активно задействовала воздушные шары. Федеральные войска, наступавшие на Ричмонд с востока, поднимали шары для наблюдения за расположением и передвижениями войск Конфедерации, а также для корректировки артиллерийского огня. Представьте себе — этакий «летающий штаб», передающий координаты прямо на землю! Баллоны поддерживали действия в районах Чанселлорсвилла и Фредериксбурга на востоке и вдоль реки Миссисипи. Конфедераты также использовали воздушные шары вокруг Ричмонда с аналогичными целями. В мемуарах одного из генералов Юга читал, как их раздражали эти «глаза в небе».
Эти шары могли перевозить до трёх человек и подниматься на высоту около 300 метров, будучи привязанными к земле канатами. Операторы использовали сигнальные флаги или спускали сообщения по верёвкам для связи с наземными войсками. Шары наполняли водородом, который получали путём смешивания серной кислоты с железными опилками. Эдакая полевая «водородная заправка».
Франция: водород и горячий воздух на службе у революции
Франция начала разрабатывать военные воздушные шары задолго до Гражданской войны в США. Братья Жак и Жозеф Монгольфье провели первые эксперименты и 19 сентября 1783 года запустили свой первый воздушный шар, покрытый бумагой и тканью. Для нагрева воздуха и надувания шара они использовали горящую смесь соломы, рубленой шерсти и сушёного конского навоза. Как говорится, голь на выдумки хитра! Оказалось, что это решение позволяло удерживать пламя на низкой высоте, снижая риск возгорания шара, хотя и создавало много дыма.
Первые «пилоты»: овца, утка и петух
По легенде, братья боялись совершить первый полет, поэтому отправили овцу, утку и петуха, чтобы проверить, как это на них повлияет. После восьмиминутного полета воздушный шар благополучно приземлился, и его пассажиры не пострадали. Эта история напоминает о первых полетах на реактивных самолетах, когда вместо людей ставили манекены.
Другой француз, Жак Александр Сезар Шарль, также занимался разработкой воздухоплавания. Он предложил использовать балласт, клапаны для газа и сетку для удержания шара. Он работал с Антуаном Лавуазье и Гийомом Морво над созданием портативных генераторов водорода для войск. Проблема возникла, когда сера стала дефицитной, так как Франции она также требовалась для производства пороха. Лавуазье разработал систему получения водорода путем пропускания пара над раскаленным железом.
Первые ВВС в мире летали на шарах
В 1794 году Комитет общественного спасения Франции учредил подразделение воздушных шаров «Compagnie d’Aerostiers». Это были первые военно-воздушные силы в мире. В подразделении было около 30 человек и собственная униформа. Андре Жиру, участник первого полета, осознал потенциал воздушных шаров для военных целей, заявив, что они могут быть «ценными для наблюдения за передвижениями армий».
Несколько месяцев спустя Франция использовала воздушные шары для наблюдения во время французских революционных и наполеоновских войн при осаде Мобежа и Шарлеруа, а также в крупном сражении при Флерюсе. Позже Наполеон использовал воздушные шары во время операций в Египте. На многих картинах того времени, особенно посвященных Флерюсу, изображены воздушные шары над полем боя.
Россия, Португалия, Мексика и Китай: баллонные «донесения»
Есть и более ранние упоминания об использовании воздушных шаров в военных целях другими странами. В истории из России 1731 года военный офицер по имени Крия Кутной запустил воздушный шар из Рязани. Шар якобы врезался в церковную башню, расстроив местных жителей, которые жаловались, что шар сделан из шкур и «наполнен зловонным дымом».
Заглядывая ещё дальше в прошлое, есть истории о возможном использовании воздушных шаров в Португалии в 1709 году и в Мексике в 1667 году. Согласно газете «La Gaceta de Mexico», некий Веракрус сломал ногу, поднявшись на странном устройстве с огнём. Есть также сообщения о том, что Китай использовал беспилотные воздушные шары в качестве военных сигнальных устройств в III веке. Но даже это, возможно, не было первым случаем использования воздушных шаров.
Возможно, древние воздушные шары
Некоторые исследователи предполагают, что индейцы Наска в Перу могли использовать воздушные шары для создания рисунков Наска с 700 года до н. э. по 200 год н. э. Единого мнения по этому вопросу нет, но эта история кажется правдоподобной, поскольку в этом районе нет горных вершин, с которых можно было бы сделать рисунки.
Так что, как видите, история авиации началась задолго до братьев Райт. И хотя сегодня воздушные шары редко используются в военных целях, они навсегда останутся в анналах истории как первая «авиация». Важно помнить, что даже самые передовые технологии когда-то имели свои «корни» в простых, порой даже примитивных изобретениях. И кто знает, какие ещё забытые страницы истории ждут нас в будущем?
Отправить комментарий
Сообщение формы создания комментариев