Авиация: борьба со следами в небе ради экологии

Авиация ищет обходные пути: облетая зоны с высокой влажностью и низкой температурой, можно минимизировать конденсационный след в небе.

Белые полосы в небе: прекрасное зрелище или экологическая проблема? Авиация ищет пути к чистому небу.
Белые полосы в небе: прекрасное зрелище или экологическая проблема? Авиация ищет пути к чистому небу.

Мир авиации сегодня, подобно самолету на глиссаде, должен одновременно снижать воздействие на окружающую среду и сохранять скорость развития. Все знают о выбросах CO2, но это лишь верхушка айсберга. Основная проблема кроется в так называемых «не-CO2 эффектах», особенно в конденсационных следах.

Как бывший пилот, признаюсь, раньше я не задумывался об этих белых полосах в небе. Но, занявшись аналитикой, пришлось погрузиться в тему.

Конденсационные следы — это не просто красивое зрелище. Это искусственные облака, которые формируются, когда водяной пар из двигателей конденсируется на частицах сажи в холодной атмосфере.

Днем эти облака могут отражать солнечный свет, немного охлаждая планету. Но ночью они удерживают тепло, создавая парниковый эффект. По оценкам ученых, этот эффект составляет до 60% от общего климатического ущерба, наносимого авиацией!

Что же делать? Не летать совсем? К счастью, есть и другие решения.

Оптимизация маршрутов: экономим планету

Исследователи предлагают оптимизацию маршрутов. Идея проста: облетать зоны с высокой влажностью и низкими температурами, где конденсационные следы образуются легче всего и существуют дольше.

Вместо прямого пути самолет немного отклоняется в сторону, тратит чуть больше топлива, но оставляет меньший экологический след. Это компромисс, который, как показывает практика, может быть эффективным.

Европейская экологическая организация Transport & Environment утверждает, что всего 3% рейсов ответственны за 80% самых вредных конденсационных следов. Изменив маршруты этих рейсов всего на 5%, можно получить пользу для климата, в 15–40 раз превышающую ущерб от дополнительного сжигания топлива.

Проблемы и противоречия

Во-первых, сложность планирования. Для этого нужны точные данные о погоде на всем протяжении маршрута, которых пока недостаточно. Проект D-Kult, реализуемый в Германии, уже столкнулся с этой проблемой. 100 рейсов немецких авиакомпаний были изменены, чтобы избежать конденсационных следов, что потребовало огромных усилий по планированию и координации.

Во-вторых, загруженность воздушного пространства. В Европе и над Атлантикой воздушное пространство и так перегружено. Любое изменение маршрута может вызвать «эффект домино» и привести к задержкам и дополнительным рейсам.

В-третьих, экономический вопрос. Кто будет платить за дополнительное топливо при облетных маршрутах? Европейские авиакомпании опасаются, что это сделает их менее конкурентоспособными по сравнению с компаниями из других регионов, где экологические требования не такие жесткие.

Евросоюз планирует включить «не-CO2 эффекты» в систему торговли квотами на выбросы. Это означает, что авиакомпаниям придется платить не только за выбросы углекислого газа, но и за образование конденсационных следов.

Что дальше?

Направление движения выбрано верно. Авиация должна становиться более экологичной, и оптимизация маршрутов — один из способов достичь этой цели.

Конечно, это не панацея. Нужны и новые технологии, и альтернативные виды топлива, и более эффективные двигатели. Но каждый маленький шаг в этом направлении — это вклад в наше общее будущее.

И я, как бывший пилот и владелец «Авиаузла», буду продолжать следить за развитием событий и делиться с вами новостями из мира авиации и экологии. Ведь небо — одно на всех. И нам всем важно, чтобы оно оставалось чистым и голубым.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,