Небезопасные небеса: Европа рискует потерять контроль над полетами

Европа рискует столкнуться с хаосом в небе: критическая нехватка авиадиспетчеров в Австрии грозит срывом расписания и ставит под вопрос безопасность.

Европейское небо под угрозой? Внутри диспетчерской — напряжение из-за нехватки кадров. Что ждёт авиацию?
Европейское небо под угрозой? Внутри диспетчерской — напряжение из-за нехватки кадров. Что ждёт авиацию?

В небе над Европой сгущаются тучи, и дело не только в погоде. Европейские авиадиспетчерские службы (УВД) столкнулись с острой нехваткой персонала, что создает серьезные риски для безопасности полетов и может привести к задержкам и отменам рейсов, сравнимым с теми, что наблюдались в разгар пандемии COVID-19.

Особенно остро проблема стоит в Австрии. Компания AustroControl, отвечающая за управление воздушным движением в стране, располагает штатом всего в 350 авиадиспетчеров. Профсоюзы бьют тревогу: по их оценкам, дефицит кадров достигает 80 человек. Причина — не только недостаточный приток молодых специалистов, но и активное переманивание опытных кадров, в частности, немецкой диспетчерской службой DFS (Deutsche Flugsicherung).

AustroControl на пределе возможностей

Ежедневно диспетчеры AustroControl координируют около 4000 взлетов, посадок и транзитных полетов в австрийском воздушном пространстве. Интенсивность воздушного движения постоянно растет, что, по словам представителей профсоюза Vida, ставит австрийскую систему УВД на грань ее возможностей. «Нам не хватает до 25 процентов персонала!» — заявляют они.

Ситуация осложняется тем, что ежегодный приток молодых специалистов в AustroControl оставляет желать лучшего. По данным профсоюза Vida, в год выпускается лишь около 20 стажеров. AustroControl, в свою очередь, утверждает, что набирает на обучение около 40 человек в год. Однако, по мнению авиационного эксперта Vida Даниэля Либхарта, «это лишь капля в море». Помимо выхода на пенсию, опытные диспетчеры покидают AustroControl в поисках лучших условий труда, предлагаемых, например, немецкой DFS, которая известна своими более высокими зарплатами и привлекательным социальным пакетом.

Профсоюзы настаивают на реформах

В ближайшее время в AustroControl начнутся переговоры по тарифным ставкам. Однако речь идет не только о деньгах. Профсоюзы настаивают на улучшении условий труда и увеличении количества мест для обучения. «Нам необходимы послабления и активная программа обучения»,— подчеркивает Даниэль Либхарт. «При планировании персонала необходимо учитывать горизонт в 10–15 лет. Австрия могла бы предложить разумные и практичные решения на европейском уровне».

Стоит отметить, что проблемы с нехваткой диспетчеров наблюдаются не только в Австрии, но и в других европейских странах. В некоторых случаях ситуация настолько критична, что авиакомпаниям приходится корректировать расписание полетов, чтобы избежать перегрузки системы УВД. Не исключено, что в будущем европейским авиавластям придется пересмотреть требования к квалификации диспетчеров или внедрять новые технологии, чтобы снизить нагрузку на персонал. Важно помнить, что надежная работа системы УВД — это залог безопасности полетов и стабильности авиационного сообщения.

Российский контекст

Хотя ситуация в России несколько отличается от европейской, проблема дефицита квалифицированных кадров в авиационной отрасли актуальна и для нас. Особенно остро она ощущается в региональных аэропортах, где наблюдается отток специалистов в более крупные авиаузлы, такие как аэропорт Шереметьево (Sheremetyevo) или Домодедово (Domodedovo). Важно учитывать опыт европейских коллег и разрабатывать комплексные меры, направленные на повышение престижа профессии авиадиспетчера и создание привлекательных условий труда для молодых специалистов. Необходимо также активнее внедрять современные технологии, такие как системы автоматического управления воздушным движением, которые позволят снизить нагрузку на диспетчеров и повысить эффективность работы системы УВД в целом.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,