Туман, небоскреб и B-25: трагедия в Нью-Йорке
Трагедия в тумане: как опытный пилот B-25 проигнорировал предупреждения и врезался в Эмпайр-стейт-билдинг, чудом избежав огромного числа жертв.
28 июля 1945 года, в субботу, в 9:40 утра по местному времени, бомбардировщик North American B-25D Mitchell врезался в знаменитый небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. Могло ли такое произойти в Москве с одной из сталинских высоток? К счастью, история знает только этот трагический случай.
Самолёт протаранил северную сторону здания между 78-м и 80-м этажами, на высоте примерно 280 метров над 34-й улицей. Удар пробил дыру размером около 5,5 на 6 метров. За штурвалом B-25D находился подполковник Уильям Франклин Смит-младший из города Уотертаун, штат Массачусетс. Смит и два его пассажира — штаб-сержант Кристофер Домитрович и авиационный техник ВМС Альберт Перна — погибли в катастрофе. В самом здании погибли одиннадцать человек, еще 26 получили ранения.
Опытный пилот на пути к новым вершинам
Подполковник Смит недавно вернулся в Штаты после командировки в качестве заместителя командира 457-й бомбардировочной группы. Базировавшаяся на авиабазе Глаттон в Великобритании, группа состояла из 748-й, 749-й, 750-й и 751-й бомбардировочных эскадрилий. Смит ранее командовал 750-й БЭ.
Группа совершила 235 вылетов с базы Глаттон против Третьего рейха, последний из которых состоялся 20 апреля 1945 года. Следующим шагом для 27-летнего Смита должна была стать переподготовка на Boeing B-29 Superfortress, легендарный стратегический бомбардировщик.
Простой план, трагические последствия
В тот день вылет Смита начался с авиабазы Ханском в Бедфорде, штат Массачусетс. Смит планировал долететь до аэродрома Ньюарк в штате Нью-Джерси. В Ньюарке он должен был забрать командира базы Су-Фолс, полковника Х. Е. Богнера, прежде чем вылететь в Южную Дакоту.
Смит выполнил предполетные проверки, прогрел два 14-цилиндровых двухрядных радиальных двигателя Wright R-2600–92 Twin Cyclone своего Mitchell и вылетел с авиабазы Ханском в 08:55 по местному времени. По мере того как Смит летел на юго-запад в направлении Ньюарка, погода постепенно ухудшалась.
Что не видно, может убить
Диспетчерская вышка Ла-Гуардии предупредила Смита о плохой видимости в районе, особо отметив, что не видит Эмпайр-стейт-билдинг. Смит проигнорировал указания приземлиться в Ла-Гуардии. Возможно, посчитал, что справится. Такие случаи, к сожалению, не единичны в истории авиации.
В то время Эмпайр-стейт-билдинг был самым высоким зданием на планете, а Смит летел в густом тумане. Чуть не задев другое здание на 5-й авеню и 42-й улице, B-25D врезался в здание на скорости около 360 км/ч. Один из двигателей B-25D пробил семь внутренних стен и вылетел с другой стороны здания, в конечном итоге упав на крышу здания в следующем квартале. Другой двигатель упал на дно шахты лифта.
Невероятно ограниченное число жертв, учитывая обстоятельства
Многие из 11 погибших внутри здания работали на 79-м этаже. Возникли пожары, вызванные авиационным топливом, что стало серьезной проблемой для пожарных и находившихся в здании людей. Жар от пожаров, вызванных крушением, привел к обрыву тросов лифтовых шахт, в результате чего три кабины упали в подвал. Пожары не затронули этажи ниже 79-го.
Необычные факты о крушении в Эмпайр-стейт-билдинг
Чудом одна из лифтёрш, 19-летняя Бетти Лу Оливер, выжила после падения лифта в подвал и полученных в результате этого перелома таза, спины и шеи. Она до сих пор удерживает рекорд по выживанию после самого длинного падения в лифте — более 300 метров.
Одна из причин, по которой число погибших было относительно невелико, заключается в том, что крушение произошло в субботу. В будний день в здании могло находиться 65 000 человек. В тот день в здании, вероятно, находилось всего около 1500 человек.
Как правило, в офисах Национальной католической конференции социального обеспечения, куда врезался самолет, работало 60 человек. В тот день там было менее 20 человек.
На этаже над местом крушения, 80-м, работали всего два человека. 81-й–85-й этажи были пустующими.
Штаб-сержант Домитрович служил бортмехаником транспортного самолета C-47 в 72-й транспортной эскадрилье. Во время операции Market-Garden 17 сентября 1944 года его C-47 был сбит, и немцы взяли его в плен. Он бежал и вернулся к своим.
Пожары, возникшие в результате крушения, были потушены в течение 40 минут. Крушение в Эмпайр-стейт-билдинг — единственный крупный пожар на такой высоте, который удалось взять под контроль. Этот случай показывает, насколько важна готовность пожарных служб и наличие современных средств пожаротушения, особенно в условиях плотной городской застройки, характерной, в частности, для Москвы.