FCAS: Германия и Франция решат судьбу авиапроекта
Несмотря на разногласия, Германия и Франция намерены к концу года принять решение о будущем FCAS: замене Eurofighter на инновационную систему.
Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что решение о дальнейшей судьбе европейского перспективного авиационного комплекса Future Combat Air System (FCAS), или «Система воздушного боя будущего», будет принято до конца 2025 года. Этот амбициозный проект, призванный стать ответом на современные вызовы в области военной авиации, объединяет усилия Германии, Франции и Испании. Обсуждение FCAS не планируется в рамках предстоящих франко-германских правительственных консультаций в Тулоне.
После заседания кабинета министров в Берлине Мерц подчеркнул, что с президентом Франции Эммануэлем Макроном достигнута договоренность о совместном принятии решения в последнем квартале текущего года. «Мы должны прийти к единому мнению к концу 2025 года относительно дальнейшего пути FCAS», — заявил он.
Участники проекта FCAS
В настоящее время в проекте участвуют такие крупные игроки авиационной и оборонной промышленности, как Airbus, французский производитель истребителей Dassault Aviation и испанская оборонная компания Indra Sistemas. Разработкой двигателей занимаются немецкая MTU, ее французский конкурент Safran и испанская ITP Aero. Немецкий специалист по радиолокации Hensoldt также вовлечен в создание демонстраторов.
Разногласия и перспективы
Однако, как отметил Мерц, французская сторона настаивает на расширении круга участников проекта, что, по его мнению, «не упрощает ситуацию». «Надеюсь, мы найдем компромисс, поскольку Европе необходим новый боевой самолет собственной разработки и производства. Сейчас мы такой возможности не имеем. Поэтому я хочу, чтобы к концу года мы приняли решение о дальнейшей реализации проекта», — добавил канцлер.
Несмотря на то, что в конце июля, после встречи Мерца и Макрона в Берлине, заявлялось о намерении урегулировать разногласия по поводу совместной разработки FCAS до конца августа, ситуация остается сложной. Камнем преткновения являются разные представления о степени участия каждой страны в проекте, при этом Dassault Aviation занимает достаточно жесткую позицию. Спорные вопросы, как это часто бывает в крупных международных проектах, касаются распределения работ и интеллектуальной собственности.
Что такое FCAS?
FCAS представляет собой не просто новый истребитель. Планируется, что с 2040 года он заменит Eurofighter Typhoon и станет частью интегрированной системы, включающей беспилотные летательные аппараты (БПЛА), как вооруженные, так и разведывательные. Этот комплекс должен будет действовать в сетецентрической среде, обеспечивая превосходство в воздухе благодаря сочетанию пилотируемых и беспилотных платформ, объединенных общим информационным пространством. Такой подход сопоставим с российскими разработками в области интеграции БПЛА в боевые порядки истребительной авиации, например, с перспективными концепциями взаимодействия Су-57 и ударных дронов.
Европейский авиапром остро нуждается в подобном проекте. Срыв FCAS станет серьезным ударом по амбициям Европы в области авиастроения и обороны. Вопрос о том, удастся ли преодолеть разногласия и дать зеленый свет этому революционному проекту, остается открытым до конца года.