Новые Airbus A320neo на разборку: почему так рано?
Airbus A320neo слишком рано на разборке: двигатели Pratt & Whitney GTF стали причиной простоя, а запчасти помогут другим авиакомпаниям.
В авиационной индустрии не часто увидишь самолёты, которым едва исполнилось несколько лет, отправляющимися на утилизацию. Но именно это и произошло с первыми представителями семейства Airbus A320neo. Французская компания Tarmac Aerosave, специализирующаяся на утилизации авиатехники, с июня этого года разбирает в Тарбе (Франция) четыре самолёта A320neo 2018 года выпуска.
Эти воздушные суда ранее эксплуатировались индийским лоукостером Go First (ранее GoAir), который прекратил свою деятельность в 2023 году. Британский дистрибьютор авиационных запчастей AerFin выкупил самолёты в этом году. Каждый из этих узкофюзеляжных лайнеров предоставит около 1400 деталей, которые будут выставлены на продажу. Особым спросом пользуются шасси, двигатели и вспомогательные силовые установки (ВСУ). Планируется, что пятый A320neo, приобретенный AerFin, будет разобран на Филиппинах.
Почему так быстро?
Но почему относительно новые A320neo так быстро оказались на разборке? Одной из ключевых причин являются сложные программы инспекций и модернизации двигателей. Go First, в частности, возложила ответственность за прекращение своей деятельности на проблемы с редукторным вентилятором (Geared Turbofan — GTF) двигателей Pratt & Whitney и даже подала в суд на американского производителя. Похожие проблемы испытывали и российские авиакомпании, эксплуатирующие Airbus A320neo с этими же двигателями.
Этапы утилизации A320neo
Процесс разборки A320neo состоит из нескольких этапов:
- Удаление жидкостей. Сначала самолёты «высушивают», то есть удаляют все жидкости: топливо, гидравлическую жидкость и масло.
- Демонтаж востребованных деталей. Сотрудники Tarmac Aerosave демонтируют запрошенные клиентом детали, маркируют, каталогизируют и отправляют их на хранение.
- Разборка салона. Из салона удаляют сиденья, багажные полки, ковры, кабели, боковые панели и системы развлечений.
- Разделка фюзеляжа. После того как кабина, кабина пилотов и грузовой отсек опустеют, фюзеляж и крылья разрезают на части, материалы сортируют и отправляют на переработку.
По данным Tarmac Aerosave и AerFin, до 92% материалов могут быть повторно использованы. Это важный показатель, учитывая растущую актуальность экологической ответственности в авиационной отрасли.
Tarmac Aerosave управляет крупнейшими в Европе «кладбищами самолётов» и зонами хранения в Тарбе и Тулузе-Франказаль (Франция), а также в Теруэле (Испания). Компания также предлагает услуги по техническому обслуживанию и переработке самолётов. За Tarmac Aerosave стоят такие гиганты авиационной индустрии, как Airbus, Safran и Suez. Стоит отметить, что подобные процессы активно развиваются и в России, в частности, на мощностях авиаремонтных заводов.
Процесс утилизации и повторного использования деталей играет важную роль в снижении затрат на обслуживание авиапарка. В условиях текущей геополитической обстановки и ограничений в поставках новых воздушных судов, наличие доступных и сертифицированных запчастей особенно важно для обеспечения бесперебойной работы авиакомпаний, в том числе и российских, таких как Аэрофлот или S7 Airlines. Разборка даже относительно новых самолётов становится важным источником компонентов для поддержания действующего флота.
© FLUG REVUE — Ulrike Ebner — Abb.: Airbus — 10.10.2025 08:43
