Braathens: от Airbus к ATR через банкротство

после банкротства Airbus-подразделения шведский авиаперевозчик Braathens делает ставку на ATR и ACMI-контракты, несмотря на реструктуризацию регионального бизнеса.

Braathens: от Airbus к реструктуризации ATR-флота. Что ждет шведского авиаперевозчика? Турбулентность или новый взлет?
Braathens: от Airbus к реструктуризации ATR-флота. Что ждет шведского авиаперевозчика? Турбулентность или новый взлет?

Шведская авиакомпания Braathens переживает сложный период. Дочернее предприятие, эксплуатировавшее самолёты Airbus, признано банкротом. Теперь Braathens планирует сосредоточиться исключительно на региональных перевозках на ATR, но и этот сегмент бизнеса требует финансовой реорганизации. При этом компания продолжает выполнять контракты по мокрому лизингу (ACMI) для Scandinavian Airlines (SAS) и Austrian Airlines.

В авиационной отрасли осень 2025 года выдалась турбулентной: банкротства и реструктуризации затронули сразу несколько авиакомпаний, включая американскую Spirit Airlines, исландскую Play и шведскую Braathens.

Банкротство подразделения Airbus

В конце сентября 2025 года Braathens объявила о банкротстве своего подразделения «Braathens International Airways», эксплуатировавшего Airbus. В сертификате эксплуатанта (AOC) компании числилось семь узкофюзеляжных самолётов Airbus A319 и A320. Параллельно было подано заявление о банкротстве связанного с Airbus подразделения, отвечающего за работу экипажей, в котором трудились около 200 сотрудников.

Решение о прекращении убыточного чартерного бизнеса с Airbus, ориентированного в основном на туроператоров, было принято еще 27 августа 2025 года. Первоначально планировалось, что контракты на полеты истекут к концу 2026 года, а флот будет расформирован к 2027 году. Однако события развивались стремительнее.

По заявлению представителей компании, «Braathens International» не смогла найти финансирование, необходимое для «упорядоченного вывода из эксплуатации Airbus-флота» к 2027 году. В результате руководство компании приняло решение о немедленной остановке полётов в конце сентября.

Сообщается, что за последние пять лет акционеры влили в Airbus-направление 27 миллионов евро, пытаясь спасти бизнес, но безуспешно.

Переориентация на ACMI-услуги с флотом ATR

Основным направлением деятельности Braathens является эксплуатация самолётов ATR. Согласно заявлению компании, подразделение, включающее 17 турбовинтовых самолётов ATR 72–600, будет «полностью переориентировано на оказание услуг ACMI» (предоставление самолёта, экипажа, технического обслуживания и страхования). Этот шаг потребует первоначальных инвестиций. Кроме того, финансовая реструктуризация коснется и дочерних компаний «Braathens Regional Airlines» и «Braathens Regional Airways». Соответствующие заявления были одобрены окружным судом в Сольне в прошлую пятницу.

В Braathens подчеркивают, что эти меры не повлияют на текущие контракты по мокрому лизингу. «Работа по заказам SAS и Austrian Airlines продолжается в обычном режиме», — заверили в компании.

Возможно, это временные трудности, и Braathens сможет успешно адаптироваться к новым реалиям рынка региональных авиаперевозок, сосредоточившись на перспективных ACMI-контрактах.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,