Boeing: халатность, «дыра» и подрыв доверия к MAX 9
Кризис Boeing 737 MAX 9 обнажил халатность на производстве: отсутствующие болты крепления заглушки аварийного выхода едва не привели к трагедии.
«Portland, вышка, Alaska 1282, Mayday, Mayday, Mayday!» — эта фраза, услышанная в эфире, заставляет пилотов похолодеть. 5 января 2024 года рейс Alaska Airlines 1282, вскоре после взлета из Портленда, столкнулся с нештатной ситуацией, едва не обернувшейся трагедией. На высоте около 4500 метров (14 830 футов) произошла разгерметизация салона: выпала заглушка запасного выхода.
К счастью, экипаж отреагировал мгновенно. Запросив экстренное снижение и возврат в аэропорт вылета, пилоты проявили хладнокровие, отличающее профессионала. Восемь человек получили легкие травмы, но, как указано в отчете NTSB (National Transportation Safety Board, Национальный совет по безопасности на транспорте США), это «граничит с чудом».
Заглушка аварийного выхода: в чем суть проблемы?
Boeing предусматривает установку дополнительной двери на 737 MAX 9 для авиакомпаний, планирующих эксплуатировать самолет в конфигурации с высокой плотностью кресел. Alaska Airlines не использует эту опцию. Их самолеты летают с заглушками, своего рода «заплатками» на месте потенциальной двери. Именно эта «заплатка» и подвела.
Предварительное расследование NTSB, представленное главой ведомства Дженнифер Хоменди, указывает на вопиющую халатность. Оказывается, при установке заглушки на заводе Boeing в Рентоне (Renton) были допущены серьезные нарушения. Четыре крепежных болта, необходимые для надежной фиксации элемента в фюзеляже, отсутствовали.
Согласно отчету, 18 сентября 2023 года заглушку снимали для устранения дефектов заклепок. На следующий день ее установили обратно, но забыли про болты. Никто не заметил пропажи.
Обвинения в адрес Boeing и FAA
NTSB предполагает, что работы выполнялись не специализированной бригадой, хотя это и требовалось, так как демонтаж и установка заглушки не является рутинной операцией. Работы также не были должным образом задокументированы.
NTSB критикует Boeing за «неспособность должным образом обучить, проинструктировать и контролировать своих работников» при работе с предварительно собранными компонентами.
FAA (Federal Aviation Administration, Федеральное управление гражданской авиации США), по мнению NTSB, «недостаточно контролировала производственную систему» Boeing в Рентоне в течение двух лет, предшествовавших инциденту. «Повторяющееся и систематическое несоблюдение» производственных стандартов осталось незамеченным.
Предыдущие катастрофы и уроки, которые нужно извлечь
Этот инцидент напоминает о двух катастрофах Boeing 737 MAX в 2018 и 2019 годах, повлекших гибель 346 человек, и последующей приостановке полетов этих самолетов. Тогда причиной стала неисправность системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System).
Инцидент с рейсом Alaska Airlines 1282 выявил и другие проблемы. NTSB указывает на необходимость дополнительного обучения экипажей по использованию аварийных кислородных масок. Кроме того, необходимо пересмотреть правила использования ремней безопасности для детей младше двух лет.
«Рейс Alaska 1282» стал своеобразным «лакмусом», выявившим проблемы в авиационной отрасли. Boeing, FAA и авиакомпании должны сделать выводы и принять меры, чтобы подобные инциденты не повторялись. На кону — жизни пассажиров.