Экранопланы возвращаются DARPA создает «Подъемник Свободы» для моря
DARPA возрождает экранопланы: Aurora Flight Sciences создаст прототип «Подъемника Свободы» к 2029 году, способный перевозить 22 тонны груза.
В небе, как и в моде, все циклично. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) решило вернуться к хорошо забытому старому — экранопланам. Проект «Liberty Lifter» («Подъемник Свободы»), стартовавший в 2022 году, ставит амбициозную задачу: создать аппарат, способный нести тяжелые грузы, скользя над волнами, и при необходимости подниматься до 10 000 футов. Звучит как что-то из советской эпохи, не правда ли?
DARPA ищет экономически эффективный и инновационный гидросамолет для логистики, поисково-спасательных операций на море и ликвидации последствий стихийных бедствий. Изначально контракты на разработку были заключены с General Atomics и Aurora Flight Sciences.
Aurora Flight Sciences выбрана для постройки прототипа
В мае 2024 года DARPA выбрала Aurora Flight Sciences, подразделение Boeing. Задача сформулирована четко: построить аппарат, способный плавать и летать, транспортируя грузы масштаба корабля со скоростью самолета. Aurora предлагает проект, который сможет летать в режиме экрана, перевозить тяжелые грузы и обходиться без взлетно-посадочных полос или портовых сооружений.
Концепт Aurora впечатляет: размах крыльев 213 футов (около 65 метров), грузоподъемность — 50 000 фунтов (примерно 22,7 тонны). По размерам он сопоставим с военно-транспортным самолетом C-17 Globemaster III. Проект Aurora предусматривает однокорпусную конструкцию, высоко расположенное крыло и восемь турбовинтовых двигателей. Предполагается, что он сможет садиться в море при волнении до пяти футов (1,5 метра) и лететь вблизи поверхности над волнами высотой до восьми футов (2,4 метра).
Первый полет «Liberty Lifter» запланирован на 2029 финансовый год. Предварительный обзор проекта DARPA ожидает в первом квартале 2026 финансового года.
Эффект земли: физика на службе экономии
Почему именно «эффект земли»? Это физическое явление, при котором полет на очень низкой высоте (в пределах половины размаха крыльев) приводит к увеличению подъемной силы и снижению лобового сопротивления. Это объясняется уменьшением вихреобразования на концах крыльев, которое «замыкается» о поверхность. В итоге достигается экономия топлива и возможность нести больший груз.
General Atomics, хоть и не победила в конкурсе, предлагала интересный проект: двухкорпусная конструкция, среднерасположенное крыло и двенадцать турбовальных двигателей. Это подтверждает серьезность подхода к задаче.
Советское наследие и современные перспективы
Разработка «Liberty Lifter» — это не изобретение велосипеда. Первыми, кто всерьез занялся экранопланами, были советские конструкторы. В 1966 году появился легендарный «Лунь» — аппарат, предназначенный для борьбы с авианосцами НАТО. Длина «Луня» составляла 340 футов (около 104 метров), а вооружение включало шесть пусковых установок для ядерных ракет.
Заявленная скорость составляла 311 миль в час (около 500 км/ч), хотя, по некоторым данным, достигала и 460 миль в час (около 740 км/ч). Планировалось, что «Лунь» будет летать на высоте от шести до двадцати футов (от 1,8 до 6 метров) над водой.
Несмотря на впечатляющие характеристики, советские экранопланы не оправдали возложенных надежд. Плохая погода и высокие волны ограничивали их безопасную эксплуатацию. Последний «Лунь» затонул в Каспийском море в 1980 году.
Один из сохранившихся экземпляров находится на военной базе в Дагестане и готовится к транспортировке в Дербент, где станет экспонатом парка «Патриот».
Интерес к экранопланам в мире
Помимо DARPA, интерес к экранопланам проявляют и другие организации. Россия объявила о продаже шести малых экранопланов Ирану. Сингапурская компания Wigetworks разрабатывает коммерческий аппарат под названием «Airfish».
«Airfish» — это меньший по размеру экраноплан, способный перевозить до 9 пассажиров. Его размах крыльев составляет 49 футов (около 15 метров), длина — 56 футов (около 17 метров). Он оснащен двумя автомобильными V8 двигателями, работающими на обычном бензине.
Wigetworks называет свой аппарат «Wing-In-Ground» aircraft (WIG), что является официальным термином Международной морской организации (IMO). Согласно определению IMO, WIG — это «аппараты, поддерживаемые в основном эксплуатационном режиме исключительно аэродинамическими силами, которые позволяют им работать на небольшой высоте над поверхностью моря, но без непосредственного контакта с этой поверхностью».
«Liberty Lifter» — это не просто еще один проект DARPA. Это попытка переосмыслить концепцию экраноплана и найти ему применение в современном мире. Сможет ли Aurora Flight Sciences успешно реализовать проект к 2029 году? Время покажет.
авиация, ссср, сша, экраноплан