«Летающий Пинто»: мечта, обернувшаяся трагедией в небе

«Летающий Пинто»: амбициозный проект инженеров из Калифорнии по созданию личного воздушного транспорта закончился трагически из-за дефекта стойки крыла.

«Летающий Пинто»: дерзкая мечта, закончившаяся трагедией. Что скрывается за этим странным гибридом авто и самолета?
«Летающий Пинто»: дерзкая мечта, закончившаяся трагедией. Что скрывается за этим странным гибридом авто и самолета?

Летающий автомобиль — это как горизонт: кажется, что он вот-вот достигнется, но стоит сделать шаг, и он снова ускользает. Идея стара, как сама авиация, и каждая эпоха рождает свои смелые, а порой и безумные проекты. Сегодня поговорим об одном из них, о котором вы, возможно, и не слышали, но который оставил свой след — хоть и трагический — в истории авиации.

Дерзкий замысел: Ford Pinto в небе

В 1973 году, когда бензин был дешевле, а мечты о будущем — ярче, двое инженеров из Калифорнии, Генри Смолински и Гарольд Блейк, решили приблизить будущее личного воздушного транспорта. Их проект назывался AVE Mizar, а в народе его прозвали «Летающий Пинто». И да, речь идет о том самом Ford Pinto, который имеет свою неоднозначную репутацию.

Смолински, имевший опыт работы в Rocketdyne, компании, занимавшейся разработкой двигателей и летательных аппаратов, вместе с Блейком решили создать нечто принципиально новое. Идея была проста: взять серийный автомобиль и приделать к нему крылья. В качестве «донора» выбрали Ford Pinto, а крылья и хвостовое оперение позаимствовали у Cessna Skymaster.

Skymaster — машина интересная. У нее два двигателя, один спереди, другой сзади, расположенные на одной оси. Инженеры AVE оставили задний двигатель Cessna, заменив переднюю часть самолета «мордой» от Pinto. Получился гибрид дорожного автомобиля, который теоретически мог взлететь.

Амбициозные планы и суровая реальность

Добавление автомобиля к самолету значительно утяжелило конструкцию. Задний двигатель Skymaster был форсирован до 300 лошадиных сил. Было построено два прототипа, а еще три находились в разработке. Федеральное управление гражданской авиации (FAA) планировало провести сертификационные испытания. «Летающий Пинто» должен был поступить в продажу в 1974 году по цене около 30 000 долларов (сегодня это было бы примерно 214 000 долларов). Дилер Ford в Калифорнии ожидал начала продаж.

Но реальность внесла свои коррективы.

Первый тестовый полет состоялся 26 августа 1973 года. Пилот Чарльз Джанисс поднял «Летающий Пинто» на высоту 36 метров, после чего благополучно приземлился. Во время полета обнаружилась проблема с креплением правой стойки крыла. Джанисс, вовремя заметив неладное, принял решение о досрочной посадке.

Трагический финал

11 сентября 1973 года состоялся второй тестовый полет. Джанисс был недоступен, и за штурвал решил сесть сам Смолински, а Блейк занял место пассажира. Дефект со стойкой крыла не был устранен. Во время полета крыло сложилось и отсоединилось от фюзеляжа. «Летающий Пинто», потеряв управление, рухнул на землю, задев верхушку дерева и приземлившись на припаркованный пикап. В результате крушения произошел взрыв. Генри Смолински и Гарольд Блейк погибли на месте.

Расследование Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) показало, что причиной катастрофы стало превышение допустимого веса из-за использования Pinto, а также некачественная сварка стойки крыла. После трагедии проект AVE Mizar был закрыт.

Наследие «Летающего Пинто»

Ирония судьбы: «Летающий Пинто» все же попал в кино. Продюсеры фильма о Джеймсе Бонде «Человек с золотым пистолетом» использовали летающий автомобиль в качестве средства передвижения для злодея Франциско Скараманги. Правда, в фильме это был уменьшенный радиоуправляемый аппарат.

В 2010 году журнал TIME включил AVE Mizar в список «50 худших изобретений». Вердикт был суров: «Некоторые вещи лучше оставить для кино». Ford Pinto также попал в этот список за «скверную привычку взрываться» при столкновении.

История «Летающего Пинто» — это пример того, как мечта может столкнуться с реальностью. Это урок о том, что безопасность всегда должна быть на первом месте, а инновации не оправдывают пренебрежения правилами и здравым смыслом. Иногда лучше остаться на земле, чем взлететь слишком высоко и сгореть.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,