«Руслан» «Ирпень»: Возвращение в небо, возрождение Украины
Ан-124 «Ирпень» возвращается в строй: после довоенной модернизации и замены российских деталей, «Руслан» с новым именем снова покоряет небо.
Кадры, облетевшие весь мир, вызвали у меня, да и, уверен, у многих авиаторов, смешанные чувства: с одной стороны — радость, с другой — ком в горле. Государственное предприятие «Антонов» показало уникальную операцию: эвакуацию Ан-124 «Руслан» с регистрационным номером UR-82073 из Киева. Этот гигант, которого жители столицы могли видеть 11 июля в небе, снова в строю.
Видео — это, знаете ли, как предполётный брифинг: чётко, по пунктам. Сначала — буксировка по полосе в сопровождении техников. Затем — взлёт и прощальный вираж над родной землёй. И, наконец, торжественная встреча в Лейпциге, европейской базе «Антонова». Водная арка из пожарных машин — старая авиационная традиция, салют для особенных рейсов. Встреча экипажа — как возвращение домой после долгой командировки.
Но за этими минутами триумфа — титаническая работа, растянувшаяся на долгие годы.
«Ирпень»: Возвращение к жизни
UR-82073, названный теперь в честь города-героя Ирпеня, прекратил полёты еще в 2021-м, когда прибыл в Киев на модернизацию. В феврале 2022-го война застала его в разобранном состоянии. Вспоминая февральские дни, признаюсь, меньше всего думал о самолетах. Важнее было, чтобы ребята, с которыми летал еще в Союзе, остались живы.
В отличие от Ан-225 «Мрия», ставшего жертвой оккупации Гостомеля, «Руслану» повезло больше. Он уцелел, но оставался заложником ситуации. Представьте себе: Киев под обстрелами, а инженеры, как в фильме про военные годы, продолжают работать, возвращая гиганта к жизни. Три с половиной года!
Самое важное — замена российских комплектующих на современные западные и украинские. Как говорится, курс на импортозамещение в действии. И, конечно, символизм. На носу самолета теперь красуется герб Украины и надпись «Be brave like Irpin». Правильное решение! Пусть весь мир видит, что Украина не сдается.
Кстати, подобную символику, имена городов-героев, теперь носят все «Русланы» «Антонова»: Буча, Харьков, Николаев, Ахтырка, Херсон, Мариуполь… Список — как летопись трагедии и героизма.
«Руслан»: Стратегическая необходимость
Почему Ан-124 — это не просто самолет? В 2022 году у «Антонова» было семь таких машин. Пять на момент вторжения находились за рубежом, два — в Гостомеле и Киеве. UR-82009, проходивший обслуживание в Гостомеле, был сильно поврежден и, скорее всего, уже не вернется в строй. Так что, после возвращения Ирпеня в строй, в распоряжении компании останется шесть «Русланов».
Эти машины — ключевой элемент стратегической логистики: 150 тонн груза на большие расстояния. Военная техника, гуманитарная помощь, генераторы, системы ПВО… В нынешней ситуации — это, без преувеличения, жизненно важный инструмент.
Я видел много «Русланов» в разных аэропортах мира и всегда испытывал гордость. Не только за инженерную мысль, но и за людей, которые эти машины обслуживают и пилотируют. Низкий им поклон. И да, «Руслан» взлетает снова. Это хороший знак. Это значит, что даже в самой сложной ситуации можно и нужно набирать эшелон и лететь дальше.