90 метров до катастрофы: Сибирь на краю пропасти
сибирский инцидент едва не привел к трагедии из-за недопонимания между диспетчером и пилотом: оперативное вмешательство помогло избежать столкновения.
Недавно в авиационных новостях появилась информация о едва не случившемся столкновении двух китайских самолетов над Сибирью. Airbus A350–900 авиакомпании Air China, выполнявший рейс CA967 Шанхай — Милан, едва не столкнулся с грузовым Boeing 767 компании SF Airlines, следовавшим рейсом O3128 Будапешт — Эчжоу. По сообщениям South China Morning Post и La Repubblica, самолеты разошлись на расстоянии всего 90–120 метров на высоте 11 километров.
Что могло послужить причиной этого опасного сближения?
Версии произошедшего
По данным издания South China Morning Post, китайские власти выясняют, почему пассажирский лайнер начал набирать высоту с 34 100 футов (примерно 10 400 метров). Предстоит установить, было ли это сделано по указанию российских диспетчеров.
В небе, как и на земле, существуют правила. Диспетчер — это регулировщик, который следит за тем, чтобы траектории самолетов не пересекались. Если диспетчер дает команду на изменение высоты, пилот обязан её выполнить. Однако, как сообщает китайская пресса со ссылкой на аудиозапись, между российским диспетчером и экипажем Air China возникло недопонимание. В записи слышно, как диспетчер на английском спрашивает: «Steigen Sie mit Erlaubnis oder ohne Erlaubnis in die Höhe? Bestätigen Sie bitte.» (Поднимаетесь с разрешением или без разрешения? Подтвердите, пожалуйста.) Ответ из кабины: «Nein, danke» (Нет, спасибо).
Непонимание команд, языковой барьер — всё это потенциальные факторы риска. В авиации не бывает мелочей, и любое отклонение от нормы может привести к серьёзным последствиям.
Роль диспетчеров и системы TCAS
В этой ситуации удалось избежать катастрофы. Российские диспетчеры вовремя заметили опасность и дали команду на немедленный маневр уклонения.
Важную роль играет система TCAS (Traffic Collision Avoidance System) — система предупреждения столкновений, которая анализирует траектории полета и выдает рекомендации по уклонению. Минимальное безопасное расстояние между самолетами — 1000 футов (304 метра). При нарушении этого расстояния TCAS выдает предупреждение.
Судя по всему, TCAS сработала, но ключевую роль сыграла оперативная реакция диспетчеров.
Выводы
Инцидент над Сибирью — это серьезный сигнал. Он напоминает о том, что безопасность полетов — это непрерывный процесс, требующий постоянного внимания, обучения и совершенствования. Важно не недооценивать необходимость четкой коммуникации, особенно в международном воздушном пространстве.