Stipa-Caproni: летающая бочка, заглянувшая в реактивное будущее

Итальянский Stipa-Caproni, не взлетевший в серию, предвосхитил эру реактивной авиации, но его новаторскую идею, возможно, использовали при создании двигателей для немецких ракет.

«Летающая бочка» Stipa-Caproni: странный самолет, предвосхитивший реактивную эру? Узнайте больше об итальянском эксперименте!
«Летающая бочка» Stipa-Caproni: странный самолет, предвосхитивший реактивную эру? Узнайте больше об итальянском эксперименте!

Итальянский экспериментальный самолет Stipa-Caproni — машина, мягко говоря, необычная. Один её вид чего стоит! Бочкообразный фюзеляж, словно взятый из фантастического романа. Но не спешите записывать эту конструкцию в разряд авиационных курьезов. Возможно, перед нами — прообраз реактивной авиации, пионер, рискнувший заглянуть в будущее.

Эффект Вентури и рождение идеи

В 1927 году итальянский инженер Луиджи Стипа задался целью улучшить лётные характеристики самолётов. В основе его идеи лежал эффект Вентури. Если помните курс физики, то это когда поток жидкости или газа ускоряется при прохождении через сужение. Стипа предположил, что самолёт, использующий этот эффект, сможет летать быстрее и эффективнее. Он провёл испытания модели в аэродинамической трубе, внёс коррективы и убедился: полноразмерный прототип имеет право на жизнь.

Как пилоту, мне всегда импонировали смелые инженерные решения, даже если они казались экстравагантными. В авиации без риска и экспериментов — никуда. Вспомните, сколько споров вызвала схема «летающее крыло», а ведь она до сих пор будоражит умы конструкторов.

Поддержка правительства и уникальная конструкция

Итак, Стипа заручился поддержкой итальянского правительства, которое в 30-е годы активно поддерживало авиационные инновации. Директор Министерства авиации, генерал Луиджи Крокко, разглядел потенциал в «летающей бочке». Важно понимать: никто не рассчитывал на серийное производство. Цель — проверить саму концепцию. Стипа и сам подчёркивал, что его разработка больше подходит для крупных машин, таких как бомбардировщики или транспортные самолёты.

Конструкция Stipa-Caproni была уникальной. Фюзеляж представлял собой цилиндр, образованный деревянными кольцами и стрингерами. К этим кольцам крепились крылья и кабина. Обшивка была полотняной. Хвостовое оперение располагалось так, чтобы обдуваться потоком воздуха из «трубы», что, по задумке, должно было улучшить управляемость. Трёхопорное шасси с двумя передними и одной задней стойкой завершало картину. Внутри «трубы» размещался двигатель de Haviland Gypsy III мощностью 120 л. с. с толкающим винтом.

Размах крыльев составлял 14,3 метра, длина — 6 метров, высота — 3,2 метра. Взлётный вес — около 800 килограммов. Для разбега и пробега требовалось порядка 180 метров.

Испытания и результаты

Первый полёт Stipa-Caproni состоялся в октябре 1932 года. Пилоты отметили, что машина «летела без особых проблем». Максимальная скорость — 134 км/ч, потолок — около 3000 метров, хотя набор высоты занимал целых 40 минут. Руль высоты, находящийся в зоне обдува винтом, оказался слишком чувствительным, а вот руль направления, наоборот, требовал значительных усилий.

После серии испытательных полётов, итальянское Министерство авиации пришло к выводу, что Stipa-Caproni «не демонстрирует превосходства над традиционными конструкциями». Она действительно была медленнее других самолётов аналогичного размера. Но, как я уже говорил, Стипа изначально видел её потенциал в крупных машинах.

Закрытие проекта и французский интерес

В итоге проект был закрыт. Правда, позже, в 1935 году, французы проявили интерес и даже приобрели лицензию, но дальше предварительных работ дело не пошло.

Предтеча турбовентиляторных двигателей?

Интересно, что многие видят в конструкции Stipa-Caproni прообраз современных турбовентиляторных двигателей. Разница лишь в том, что вместо поршневого двигателя используется турбореактивный. Некоторые даже называют её «почти первым реактивным самолётом».

После начала Второй мировой войны, Стипа заявил, что немцы украли его идею и использовали её при создании импульсных двигателей для ракет V-1. Я не буду брать на себя роль судьи, но то, что его работа осталась недооцененной, несомненно, оставило осадок на его душе.

Вторая жизнь «летающей бочки»

А история Stipa-Caproni получила неожиданное продолжение. В 1996 году авиационный энтузиаст Гвидо Зукколи начал строить её уменьшенную копию. Он скончался в 1997 году, но проект был завершен в 2001-м другим владельцем. На реплике установили другой двигатель, и она совершила несколько полётов. Сегодня эта реплика выставлена в музее в Австралии.

Так что, «летающая бочка» Stipa-Caproni — это не просто странный экспонат из истории авиации. Это напоминание о том, что смелые идеи, даже если они кажутся безумными, могут проложить путь к будущему. Это урок о том, что авиация — это постоянный поиск, эксперименты и, конечно же, немного «авиационного юмора», чтобы не сойти с ума от сложностей и неожиданностей. И, как говорится, всем мягкой посадки!

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,