TAP Air Portugal: курс на приватизацию или новый вираж?

tap air portugal: правительство, похоже, готово продать 49% акций, но ключевым условием для инвесторов остается сохранение хаба авиакомпании в Лиссабоне.

TAP Air Portugal ищет нового пилота? Кто займёт место у штурвала после политических перемен в Португалии?
TAP Air Portugal ищет нового пилота? Кто займёт место у штурвала после политических перемен в Португалии?

Португалия пережила серьезный период политической нестабильности. Весенний правительственный кризис приостановил процесс приватизации национального авиаперевозчика TAP Air Portugal. Однако после майских перевыборов и прихода к власти правоцентристской коалиции AD, похоже, курс снова меняется. Главный вопрос — кому достанется штурвал?

После политических изменений появилась надежда на возобновление приватизации. По сообщениям в прессе, португальское правительство располагает двумя независимыми отчетами о стоимости компании, подготовленными Banco Finantia и аудиторской фирмой EY. Эти оценки станут отправной точкой в переговорах с потенциальными покупателями, среди которых — крупные игроки: IAG (владелец British Airways и Iberia), Air France-KLM и Lufthansa.

Однако, как известно, дьявол кроется в деталях. У нового правительства нет большинства в парламенте, поэтому компромиссы неизбежны. По информации Bloomberg, наиболее вероятным сценарием является продажа 49% акций TAP Air Portugal частным инвесторам. Это можно назвать частичным «рейсом вслепую», где решения принимаются не единолично.

Ключевым моментом, по которому, кажется, нет разногласий ни у правительства, ни у оппозиции, является сохранение хаба в Лиссабоне. Новый владелец должен гарантировать поддержание и развитие трансферного потока через португальскую столицу, что стратегически важно для страны, расположенной на стыке Европы, Африки и Южной Америки.

Интерес Lufthansa

Lufthansa уже давно проявляет интерес к TAP Air Portugal. Еще в 2020 году португальское издание Jornal de Negocios и немецкая Süddeutsche Zeitung писали о возможном вхождении Lufthansa в капитал португальской авиакомпании, возможно, в партнерстве с американской United. Однако тогда авиационная отрасль столкнулась с серьезным кризисом.

Спустя пять лет предпосылки для сделки Lufthansa с TAP практически не изменились. После ухода TAM (теперь LATAM) из Star Alliance, позиции альянса в Южной Америке ослабли. TAP, в свою очередь, является экспертом по южноамериканским маршрутам. Многие, кто летал рейсами TAP из Лиссабона в Рио-де-Жанейро, отмечают, что салон полон бразильцев, создавая ощущение, что прибываешь не в другую страну, а в другой район Лиссабона.

Хватит ли у Lufthansa ресурсов и политической воли на такую масштабную сделку? Вопрос остается открытым. В любом случае, мы будем внимательно следить за развитием событий. Как говорят пилоты, главное — вовремя выйти из зоны турбулентности и набрать нужный эшелон. И, конечно, не забывать о безопасности, ведь в авиации, как и в политике, цена ошибки может быть очень высокой.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,