Air Koryo: полёт на «красном» самолёте в прошлое
Air Koryo: путешествие на самолётах с «мясом-загадкой» и пропагандой, где флот состоит всего из шести устаревших бортов.
Сегодня я хочу рассказать об авиакомпании, словно застывшей во времени, — Air Koryo, единственном авиаперевозчике Северной Кореи. Это не просто компания, это живая история, отголосок холодной войны, символ режима и, чего греха таить, головная боль для любого авиационного инженера.
История Air Koryo насчитывает более семи десятилетий. Зародившись как проект, поддерживаемый Советским Союзом, она до сих пор несёт на себе отпечаток той эпохи. Признаюсь, я летал разными авиакомпаниями, но на борт Air Koryo судьба меня, к счастью или к сожалению, пока не заносила. Тем не менее собранной информации вполне достаточно, чтобы оценить масштаб явления. Итак, заходим на глиссаду.
Шесть бортов в ангаре: меньше, чем у иного бизнес-джета
После прихода к власти Ким Чен Ына в 2011 году Air Koryo пережила некоторую модернизацию. Но в целом это всё та же машина государственной пропаганды и дипломатии. Вдумайтесь: во всём авиапарке всего шесть самолётов. Средний возраст каждого из них — около 30 лет. Это уже не самолёты, а скорее «летающие музеи». Перечислим их по типам:
-
Ильюшин Ил-62М — тут без комментариев. Это VIP-борт самого Ким Чен Ына. Он, как истинный лидер, не мелочится — у него их два. Представляете? Треть всего авиапарка страны только для него и его ближайшего окружения. Вмещает около 200 пассажиров, но, думаю, там всё переоборудовано в люксовые апартаменты.
-
Антонов Ан-148–100B — региональный самолёт, вмещающий 62 пассажира. Эти «Аннушки» относительно свежие — обе поступили в 2013 году.
-
Туполев Ту-204–100B — коммерческий самолёт с двумя двигателями, вмещает до 210 пассажиров. Этот борт ранее принадлежал российской авиакомпании Red Wings.
-
Туполев Ту-204–300 — уменьшенная версия 204−100B, рассчитанная на 166 мест. Об истории этого борта известно немного, кроме того, что он был переделан из Ту-204–100.
Важный момент: только «Туполевы» допущены к полётам в Европу. Остальные, как говорят мои коллеги-инженеры, давно пора списать. Слишком старые, небезопасные. Чек-лист по безопасности там явно оставляет желать лучшего.
Маршруты: всего четыре точки на карте
В попытке привлечь туристов Ким Чен Ын в 2015 году модернизировал аэропорт Сунан в Пхеньяне. Но трафик, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И дело не только в нежелании туристов посещать Северную Корею, но и в крайне ограниченной маршрутной сети Air Koryo.
В разные годы Air Koryo летала по многим направлениям в Азии и Европе. Сегодня это всего четыре пункта: Пхеньян, Пекин, Шэньян и Владивосток. После пандемии авиакомпания работает на минимальных оборотах, выполняя рейсы всего несколько раз в неделю. Основной источник финансирования — государственные субсидии. Прибыльность для правительства не главное, гораздо важнее дипломатическая и символическая роль.
На борту: бургер с «мясом-загадкой» и пропаганда
Меню на борту Air Koryo заслуживает отдельного упоминания. Главное блюдо — «бургер Корё» с неким «мясом-загадкой». Как говорят те, кто рискнул попробовать, вкус у него обработанный, пресный и холодный, словно его только что достали из холодильника.
Что касается развлечений, на экранах транслируют либо видео по безопасности Air Koryo, либо одобренные правительством драмы, выступления местных гёрлз-бэндов, созданных специально для Ким Чен Ына, и, конечно, пропагандистские документальные фильмы о «великом лидере». В качестве прессы предлагают газету The Pyongyang Times или пропагандистский журнал.
В общем и целом Air Koryo считается одной из авиакомпаний с самыми низкими оценками. Но что интересно, большинство пассажиров не винят экипаж или бортпроводников. Их считают дружелюбными и готовыми помочь.
Когда не в небе: чартеры и спортивные делегации
Когда самолёты не перевозят пассажиров в Пхеньян и обратно, их используют для чартерных рейсов до и после различных мероприятий, организованных правительством, например для перевозки артистов и рабочих на празднование годовщины образования КНДР. Также Air Koryo перевозила спортсменов на Азиатские игры 2014 года в Инчхон, Южная Корея.
В свете ядерных амбиций Ким Чен Ына сложно сказать, перестанет ли Air Koryo когда-нибудь быть убыточным государственным проектом, оторвётся ли от советского прошлого и станет ли коммерчески успешной компанией. Но если вы всё-таки решитесь полететь с Air Koryo, вы своими глазами увидите Северную Корею — страну, застрявшую в эпохе контроля и старого мира. Что ж, каждый выбирает свой эшелон, как говорится. Главное, чтобы посадка была мягкой.
Отправить комментарий
Сообщение формы создания комментариев