Рейс 648 EgyptAir незаживающая рана авиационного терроризма

Угон рейса EgyptAir: вспоминаем трагедию 1985 года и расстрел пассажиров, как страшный урок авиационного терроризма.

Взгляд в небо: таким этот Boeing 737 EgyptAir был до трагического рейса 648…
Взгляд в небо: таким этот Boeing 737 EgyptAir был до трагического рейса 648…

В конце XX века захваты самолётов, к сожалению, были не редкостью. Вспомните хотя бы рейс 648 EgyptAir. В большинстве случаев угонщики требовали деньги, но террористическая организация «Абу Нидаль» выдвинула иное условие: бесплатный рейс в Ливию. В противном случае они обещали убивать пассажиров с каждым упущенным часом.

Трагедия унесла жизни 56 человек, превратив этот рейс в одну из самых кровопролитных страниц в истории авиационного терроризма. Давайте вспомним эту трагическую страницу, чтобы не забывать уроки прошлого.

«Нам казалось, что мы падаем с неба…»

23 ноября 1985 года Boeing 737−266, выполнявший рейс 648 EgyptAir, вылетел из афинского аэропорта Эллиникон (ATH) в Каир (CAI). На борту находились 87 пассажиров и 6 членов экипажа. Командовали воздушным судном два опытных пилота, 39-летние Хани Галал и Имад Муниб.

Через десять минут после взлёта, в 20:10 по местному времени, три члена палестинской террористической организации «Абу Нидаль» с оружием в руках захватили самолёт. Это были Омар Резак, Нар Аль-Дин Бу Саид и их главарь, Салем Чакор.

Помню, ещё будучи совсем юным в авиации, читал отчёты об этом захвате, поражаясь хладнокровию террористов. Они, словно сверяясь с чек-листом, начали распределять пассажиров: палестинцев и египтян — в хвостовую часть самолёта, американцев, австралийцев, израильтян и европейцев — в носовую. Резак ворвался в кабину и потребовал изменить курс.

Среди пассажиров находился сотрудник египетской службы безопасности Метад Мустафа Камаль. Он передал Чакору свой паспорт, но опасался, что его разоблачат. Вместо паспорта он выхватил пистолет и застрелил Чакора.

Началась перестрелка между Камалем и Бу Саидом. Камаль и двое пассажиров получили ранения. Одна из пуль пробила фюзеляж, вынудив пилотов снизиться до 14 000 футов, чтобы пассажиры могли дышать.

Одна из выживших пассажирок, Джеки Пфлюг из Хьюстона, штат Техас, вспоминала в 2017 году: «Нам казалось, что мы падаем с неба… Что мы сейчас врежемся в землю и умрём». На борту находились трое американцев: Пфлюг, Патрик Бейкер и Скарлетт Рогенкамп.

«Убивать кого-нибудь каждые 15 минут»

Первоначально террористы требовали лететь в Ливию, но из-за снижения самолёт потратил слишком много топлива. Было принято решение посадить его в ближайшем аэропорту — Луке (MLA), ныне известном как Международный аэропорт Мальты.

Галал сообщил диспетчерской службе (ATC) о захвате и запросил посадку. Мальта отказала, выключив огни на взлётно-посадочной полосе. Но несмотря на это, «Боинг» благополучно приземлился.

Резак взял на себя командование, требуя дозаправки для продолжения полёта в Ливию и медика для Чакора. Он заявил диспетчерам, что если его требования не будут выполнены, он будет убивать пассажиров каждые 15 минут.

Проходили часы. Резак одного за другим расстреливал пассажиров и выбрасывал их тела из самолёта. Некоторым жертвам удалось выжить и бежать. Мальтийские власти доставили их в больницу.

США и Египет начали совместную операцию по освобождению заложников. Египетское подразделение 777 и американская Delta Force должны были, замаскировавшись под поставщиков провизии, проникнуть на борт самолёта.

Однако, прибыв на место на 90 минут раньше запланированного, они отказались от маскировки и приступили к штурму. Предполагалось взорвать дверь с помощью пластиковой взрывчатки, но террористы заложили бомбу под фюзеляжем. По словам доктора Абеллы Медичи, подразделение использовало больше взрывчатки, чем требовалось, что привело к детонации бомбы, вызвавшей гибель многих пассажиров и одного из террористов, Бу Саида.

Бегство Резака от правосудия

В общей сложности 33 пассажира и 4 члена экипажа пережили трагедию рейса 648 EgyptAir. Резак оказался единственным выжившим террористом. После столкновения с Галалом и египетским военным он был задержан.

2 ноября 1988 года Резак был признан виновным по семи пунктам обвинения, включая убийство пассажиров рейса 648. Первоначально он был приговорён к 25 годам лишения свободы, но срок был сокращён до семи лет из-за общей амнистии, что привело к его освобождению в 1993 году.

Однако Резак всё ещё разыскивался США за убийство американской гражданки Рогенкамп. Он бежал в Нигерию, где ему было отказано во въезде из-за отсутствия паспорта. Затем он был передан ФБР и доставлен в Соединённые Штаты.

В настоящее время Резак отбывает пожизненное заключение в федеральной тюрьме Мэрион, штат Иллинойс.

Эта история — напоминание о том, что небо не всегда бывает безоблачным, и даже в авиации, где безопасность является абсолютным приоритетом, встречаются ситуации, когда турбулентность оказывается сильнее всех инструкций. Но несмотря на все трудности, мы должны помнить уроки прошлого, чтобы строить будущее, где небо будет открыто для всех.

sg

Отправить комментарий

Сообщение формы создания комментариев

, , ,