Авиация будущего техобслуживание становится быстрее точнее и технологичнее
Авиация будущего: как техобслуживание становится быстрее и технологичнее: от 3D-печати деталей до автоматизированных складов и планшетов на летном поле.
Как владелец «Авиаузла-8» и человек, проведший не одну тысячу часов в кабинах Boeing и Airbus, я всегда смотрю на инновации в авиации с практической точки зрения. Знаете, как говорят пилоты: «Важна не только красота полета, но и плавность посадки». Иными словами, идея должна быть не просто красивой, но и рабочей.
Недавно на базе ВВС Эдвардс в США прошел финал конкурса «Spark Tank», где были представлены интересные проекты в области техобслуживания и тестирования авиатехники. Это как предполетный брифинг, только вместо погоды — инновации. Давайте взглянем на некоторые из них.
Сканирование и 3D-печать: Забудьте о восьминедельном ожидании!
Один из проектов, представленных Адамом Невисом, меня особенно заинтересовал. Речь идет о беспроводном 3D-сканере Artec Leo с элементами искусственного интеллекта. Звучит как фантастика, но на самом деле — чистая практика. Представьте себе ситуацию: сломалась деталь в редукторе двигателя, ждать новую — восемь недель. С Artec Leo можно отсканировать деталь прямо на месте, создать CAD-файл и тут же на 3D-принтере напечатать замену. Причем сканер выдает точные размеры и допуски, а принтер может использовать даже нержавеющую сталь или углеволокно.
Тут я сразу вспоминаю случай из своей практики. Летели мы как-то рейсом в Бангкок, и перед самым вылетом обнаружили небольшую трещину в обтекателе радара. Обычная ситуация, но время поджимало. Тогда обошлись временным решением, но, честно говоря, о таком сканере тогда я мог только мечтать.
Интересно и то, что сканер позволяет создавать модели деталей, которые уже сняты с производства. Это продлевает срок службы техники. Да, пока речь не идет о прямой печати авиационных компонентов, но даже для обслуживания ангаров и оборудования это огромное подспорье.
Планшеты на летном поле: Доступ к данным в режиме реального времени
Еще один проект, представленный Алексом Рамиресом, называется «Цифровые модификации T-2 на летном поле». Это система, которая позволяет использовать планшеты Surface Pro для отслеживания данных летных испытаний и внесения изменений в конструкцию.
Вспомните толстые папки с документацией, которые раньше носили с собой техники. Теперь все данные, инструкции и результаты тестов доступны на планшете. Инженеры могут вносить изменения в файлы прямо во время испытаний, а механики — подписывать документы о техобслуживании непосредственно у самолета. Это сокращает время простоя и экономит рабочие часы.
Система отличается от E-tools, которую используют техники для обычного техобслуживания. T-2 предназначена именно для тестирования и внесения изменений, а не для рутинных операций.
Автоматизированный склад: Детали за семь секунд!
Третий проект, «Модернизация складского запаса», представил штаб-сержант Виктор Гарсия. Он предложил внедрить систему Auto Crib для автоматизации выдачи мелких деталей: шпилек, зажимов, гаек, болтов, проволоки, смазки, шайб, прокладок и т. д.
Auto Crib выглядит как обычный терминал самообслуживания. Персонал выбирает нужную деталь на панели, и система выдает ее в течение семи секунд! В базовой комплектации система содержит более 2500 ячеек для разных компонентов. Она позволяет оформлять возврат, автоматически генерирует заказы и пополняет запасы при снижении уровня.
Такая система уже используется на авиабазе Warner Robins. Если количество деталей опускается ниже определенного уровня, поставщик Lockheed Martin получает автоматическое уведомление и должен доставить детали в течение 24 часов. Это гарантирует непрерывность работы техников и предотвращает простои.
В заключение
Как сказала Ребекка Керн, руководитель инновационных проектов 412-го испытательного крыла: «Мы должны использовать возможности данных для повышения эффективности и достижения успеха миссии». И я с ней полностью согласен. Инновации в авиации — это не просто модный тренд, а необходимость для обеспечения безопасности и эффективности полетов. Главное — не забывать про «плавную посадку». Иначе, как говорят пилоты, можно «выйти из зоны турбулентности» и «попасть в сдвиг ветра».