Heinkel He 177 Greif: амбиции, сгоревшие в небе Рейха

Heinkel He 177: амбициозный «Гриф» люфтваффе, получивший прозвище «Пылающий гроб» из-за проблемных спаренных двигателей.

Heinkel He 177: грозный вид и печальная слава «пылающего гроба» люфтваффе.
Heinkel He 177: грозный вид и печальная слава «пылающего гроба» люфтваффе.

Как человек, проведший тысячи часов в небе, я всегда с особым интересом изучаю проекты, которые, мягко говоря, «не оправдали надежд». Сегодня мы поговорим о Heinkel He 177 Greif — немецком тяжёлом бомбардировщике времён Второй мировой войны, который, несмотря на амбициозные планы, заслужил печальное прозвище «Flaming Coffin» — «Пылающий гроб».

В середине 30-х годов, накануне большой войны, Германия загорелась идеей создания стратегического бомбардировщика. Техническое задание от Министерства авиации звучало многообещающе: большая дальность, высокая скорость, приличная бомбовая нагрузка — около тонны на 5000 километров при крейсерской скорости в 500 км/ч. Разработку поручили Heinkel, и проект He 177 казался перспективным.

Размах крыльев — 31 метр, длина — 22. Внушительные размеры, сравнимые с американским B-17. Планировалось установить четыре двигателя V-12, но тут вмешался человеческий фактор, который, как мы увидим, сыграл роковую роль.

Изначально экипаж состоял из трёх человек: пилот, второй пилот и стрелок. Для защиты от атак спереди предусматривались дистанционно управляемые турели. Но реальность внесла свои коррективы. Технологии оказались не готовы, и от дистанционного управления пришлось отказаться, посадив стрелков в башни. Позже добавили ещё и верхнюю турель с двумя пулемётами.

Первые проблемы появились уже на этапе прототипов. Как пилот, я понимаю, что это неизбежно. Но в случае с «Грифом» проблемы стали хроническими. Одной из ключевых особенностей проекта стало бомбометание с пикирования, «дайв-бомбинг». Идея принадлежала лично генералу Удету. И вот тут начались серьёзные трудности.

Чтобы выдержать колоссальные перегрузки при выводе из пике, конструкторам пришлось усиливать конструкцию. Это, в свою очередь, потребовало более мощных двигателей. И вот тут начинается самая интересная и трагичная часть нашей истории.

Изначально планировались двигатели мощностью около 2000 л. с. Но таких попросту не существовало в 1937 году. Тогда решили пойти «креативным» путём: установить два двигателя Daimler-Benz DB 606-A бок о бок в одной гондоле на каждом крыле. Считалось, что это уменьшит аэродинамическое сопротивление и позволит осуществлять пикирование. Суммарная мощность такой спарки достигала 2700 л. с. Но именно это решение и привело к катастрофическим последствиям.

Представьте себе: два мощных двигателя, работающих в тесном соседстве и приводящих в движение один общий вал воздушного винта. Это огромная нагрузка и колоссальное тепловыделение. Конструкторы понимали, что охлаждение станет головной болью.

Была разработана инновационная система охлаждения с использованием давления охлаждающей жидкости. Доведя воду до кипения, пар должен был проходить по трубам под обшивкой крыла и фюзеляжа, отдавая тепло. Звучит красиво, но на практике система не справлялась. Пришлось устанавливать обычные радиаторы, что ещё больше увеличило вес самолёта.

Но это было только начало. Из-за тесноты в мотогондолах масло часто попадало на горячие выпускные коллекторы и вспыхивало. А ещё выяснилось, что при уменьшении оборотов на большой высоте масло начинало пениться, теряло свои свойства, и двигатели перегревались. В одном из первых испытательных полётов мой коллега из-за неисправности двигателя был вынужден совершить посадку спустя всего 12 минут после взлёта. И таких случаев было множество.

Ещё одним сомнительным решением стала экономия веса за счёт отсутствия противопожарной перегородки между двигателями. Это, конечно, только усугубляло проблему с возгораниями. К тому же тесное расположение агрегатов затрудняло техническое обслуживание, что сказывалось на надёжности.

Неудивительно, что «Пылающий гроб» стал печально известен частыми авариями. Во время второго полёта прототипа самолёт потерял управление и развалился в воздухе. Четвёртый прототип не вышел из неглубокого пике и разбился в Балтийском море. В 1941 году ещё два прототипа загорелись и потерпели крушение.

Несмотря на все это, пилоты отмечали хорошие лётные характеристики «Грифа». Но, как говорится, «ложка дёгтя…».

Всего было построено около 1200 экземпляров He 177. Они принимали участие в боевых вылетах, но так и не оправдали возложенных на них надежд. Нехватка материалов, бомбардировки союзников, переориентация на производство истребителей — все это сыграло свою роль. В 1944 году программу He 177 окончательно закрыли.

«Пылающий гроб» стал печальным примером того, как благие намерения и амбициозные планы могут разбиться о суровую реальность инженерных просчётов и непродуманных решений. Авиация не прощает ошибок.

sg

Отправить комментарий

Сообщение формы создания комментариев

, , ,