Вертолеты над шельфом: полет сквозь рифы безопасности и поставок
Sikorsky S-92 под вопросом: крушение в Норвегии и сбои поставок запчастей ставят под удар шельфовые операции.
С 60-х годов прошлого века вертолеты стали незаменимыми «рабочими лошадками» для обслуживания нефтегазовых платформ в открытом море. Sikorsky S-92 долгое время был флагманом этой отрасли. Однако последние события и проблемы с этими машинами, а также с их конкурентами, заставляют операторов серьезно задуматься о будущем вертолетных флотов. Пора проводить предполетный брифинг и оценивать риски.
Sikorsky S-92: король шельфа?
Sikorsky S-92 вышел на коммерческие маршруты в 2004 году. Сегодня в мире насчитывается около 290 этих машин, и примерно две трети из них заняты на поддержке нефтегазовых платформ. Смена вахты, доставка грузов, поисково-спасательные операции, медицинская эвакуация — вот их обычная работа.
Представьте себе: в мире насчитывается около 12 000 нефтегазовых платформ. Средний срок службы каждой — около 25 лет. Многие уже перешагнули этот рубеж. Некоторые из этих платформ находятся на удалении более 200 миль от берега. Их состояние и удаленность делают вертолетную поддержку критически важной. Корабли просто не могут обеспечить такую скорость реагирования. В таких условиях каждая минута на счету.
К слову, некоторые из этих объектов — настоящие гиганты. Например, платформа Shell Perdido в Мексиканском заливе, примерно в 200 милях от берегов Техаса, — одна из самых глубоководных и крупных в мире. Она перерабатывает около 100 000 баррелей нефти в сутки и 200 миллионов кубических футов газа. Экипаж — 172 человека. Им постоянно нужны поставки продовольствия, оборудования, а иногда — срочная медицинская помощь.
Sikorsky S-92 — самый популярный выбор для таких миссий. Дальность полета — 620 миль, запас топлива — более 5000 фунтов, максимальная полезная нагрузка — 2325 фунтов. Конфигурация может быть разной: грузовой, пассажирской или смешанной. Два двигателя General Electric CT7−8A обеспечивают надежность. Экипаж состоит из двух пилотов.
Безопасность и поставки: узкие места
Несмотря на богатую историю эксплуатации S-92, у этой модели есть серьезные проблемы. В 2024 году S-92, выполнявший тренировочный поисково-спасательный полет для компании Equinor, потерпел крушение у берегов Норвегии. Один человек погиб, пятеро получили ранения. После этого Норвегия рассматривала возможность приостановки эксплуатации всех своих S-92. Безопасность превыше всего. Подобные трагедии подрывают доверие работников и компаний к этим вертолетам.
Еще одна насущная проблема — сбои в глобальных цепочках поставок. Это затрудняет доступ к запчастям для технического обслуживания, ремонта и модернизации. Операторы отмечают, что эти проблемы возникли во время пандемии COVID-19, и компании до сих пор пытаются оптимизировать логистику. К тому же почтенный возраст S-92 открывает двери для новых вертолетов. Конкуренция — двигатель прогресса.
H225 Super Puma: альтернатива с темным прошлым
Эффективная вертолетная поддержка важнее, чем лояльность к бренду. Поэтому нефтегазовые компании вынуждены рассматривать другие варианты. Один из них — Airbus H225 Super Puma. Этот вертолет мог бы стать достойной альтернативой S-92, учитывая его грузоподъемность и дальность полета.
Однако в 2016 году произошла трагедия. Super Puma потерпел крушение у берегов Норвегии из-за внезапного отрыва несущего винта. Погибли все 13 человек на борту. После этого случая H225 был снят с эксплуатации в нефтегазовой отрасли.
Airbus утверждает, что изучил причины катастрофы и проводит масштабную модернизацию, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем. Но пока рано говорить о восстановлении доверия к этой модели.
Например, в 2024 году шотландский профсоюз Unite the Union провел опрос среди 1200 работников нефтегазовой отрасли. Их спросили, как они относятся к возвращению Super Puma на шельф. Ответ был однозначным: доверия к этому вертолету нет. Профсоюз выпустил заявление, подчеркивающее, что безопасность работников не должна быть поставлена под угрозу.
В свою очередь, Sikorsky продолжает продвигать S-92. Одним из ключевых факторов является программа модернизации до версии S-92A, которая включает модификации редуктора для увеличения дальности полета и надежности.
Мир зависит от энергетических платформ, и производители вертолетов, обеспечивающих их поддержку, должны делать все возможное, чтобы нефть и газ продолжали поступать. Иначе мы рискуем войти в зону турбулентности.
Отправить комментарий
Сообщение формы создания комментариев