Подводный авианосец: дерзкая мечта, инженерный тупик или оружие будущего?
Подводный авианосец: от чертежей до прототипов, узнаем, почему военные до сих пор не отказались от этой идеи.
Представьте себе картину: тихая гладь океана, и вдруг прямо из-под воды взмывает в небо самолет. Звучит как эпизод из бондианы, не правда ли? Но концепция летающей подводной лодки, или, как её иногда называют, «подводного авианосца», будоражит умы инженеров и конструкторов уже более ста лет. И это не просто фантазии, а вполне серьезные попытки объединить два мира: глубины океана и бескрайнее небо. Как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанское, а в нашем случае — не пересекает океан под водой и по воздуху.
Первые чертежи: более века назад
Самые ранние упоминания датируются 1918 годом, когда изобретатель Феликс Лонгобарди запатентовал свою «Комбинированную машину». Его идея — транспортное средство, способное передвигаться под водой, по земле и в воздухе. Чертежи включали складывающиеся крылья для полета и артиллерийские порты для ведения боя — эдакий универсальный солдат. К сожалению, дальше чертежей дело не пошло. Но, как говорил мой старый инструктор: «Не взлетел — ещё не значит, что провалился! Значит, надо искать новые углы атаки».
Уже в 1920 году Illustrated London News опубликовал концепт подводного биплана «Tessaurian» от неназванной авиастроительной компании. Телескопические крылья, перископ, водяные балластные цистерны — всё как полагается. Но и этому проекту не суждено было материализоваться.
Советский взгляд на летающую субмарину
В 1934 году советский студент Борис Ушаков представил свой проект — «летающую подводную лодку». Три двигателя, отсеки для затопления, торпеды — настоящий подводный охотник, ждущий вражеские корабли в засаде. Проект, хоть и вызвал интерес, был признан слишком тяжелым и похоронен на стадии разработки. Знаете, иногда и перегруженный борт можно поднять в воздух, главное — правильно рассчитать тягу двигателей и распределить массу.
Холодная война: гонка вооружений и новые идеи
С наступлением эпохи Холодной войны интерес к гибридам авиации и флота вспыхнул с новой силой. В 60-х годах американский инженер Дональд Рид, в свободное от основной работы время, построил Reid Flying Submarine (RFS-1) из запчастей от других самолетов. Получилось что-то вроде гидросамолета, способного погружаться на небольшую глубину. Проблемы были очевидны: слабый двигатель, короткие «прыжки» в воздухе, отсутствие герметизации, необходимость использовать акваланг под водой. И хотя RFS-1 доказал принципиальную возможность создания подобной машины, флот отказался от дальнейшего финансирования. Бывает, что даже после успешной посадки понимаешь, что курс надо прокладывать по-другому.
Параллельно с этим флот США выдал контракт компании Convair на разработку полноценного подводного самолета. Двухместный экипаж, турбореактивный двигатель для взлета, турбовентиляторные — для крейсерского полета, герметичный корпус для подводного хода. Задача — атаковать советские корабли. Convair даже построил несколько масштабных моделей, провел испытания в аэродинамической трубе. Но проект был закрыт Конгрессом из-за нехватки финансирования.
DARPA и современные разработки
В 2008 году Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) вновь подняло вопрос о создании летающей подводной лодки. Требования: дальность полета не менее 400 миль, дальность подводного хода не менее 12 миль, возможность нести отряд спецназа SEALs. Цель: доставить бойцов к месту проведения операции, оставаться под водой до 72 часов, а затем, забрав отряд, покинуть район как по воздуху, так и под водой.
В 2010 году ВМС США начали собственные исследования и разработали два варианта подводного самолета с крылом смешанного типа. Оба варианта имели экипаж из двух пилотов, могли перевозить шесть бойцов SEALs и их снаряжение. Конструкция предусматривала герметичную кабину для пилотов и использование бортовой системы подачи воздуха для находящихся в воде спецназовцев. После испытаний масштабных моделей было установлено, что оба варианта вполне осуществимы с использованием существующих технологий и материалов.
Дальнейшая судьба этих проектов остается загадкой. ВМС США официально их не отменяли, но и новых сведений не поступало. Возможно, испытания продолжаются, а может быть, такие аппараты уже находятся на вооружении. Кто знает? Как говорят пилоты, «рейс вслепую» — это когда ты летишь, доверяя приборам, и не знаешь, что ждет тебя впереди.
В любом случае идея летающей подводной лодки продолжает жить и будоражить умы конструкторов. Ведь нет ничего невозможного, когда есть мечта и стремление к новым горизонтам. Авиация, как и флот, всегда будет двигателем прогресса. И кто знает, возможно, уже завтра «Авиаузел-8» опубликует эксклюзивные кадры с испытаний очередного прототипа подводного авианосца. Время покажет. А пока всем чистого неба и попутного ветра!