USGlobal Airways: 30 лет к мечте, оставшейся на земле

Тридцать лет на руле, но не в небе: как Baltia/USGlobal не смогла получить разрешение на полеты, несмотря на самолеты.

«Балтия» на земле: символ мечты, так и не взлетевшей в небо. История, полная надежд и разочарований.
«Балтия» на земле: символ мечты, так и не взлетевшей в небо. История, полная надежд и разочарований.

Приветствую, коллеги и все, кто неравнодушен к небу! Сегодня у нас необычная история — своего рода «рейс вслепую», где конечная точка так и не была достигнута. Речь пойдёт об авиакомпании USGlobal Airways, ранее известной как Baltia Air Lines. Компания просуществовала более 30 лет, но так и не выполнила ни одного коммерческого рейса. Звучит как анекдот, правда? Но в авиации, как и в жизни, случаются истории порой невероятнее вымысла.

Многие авиакомпании исчезают в безвестности, не успев даже поднять в воздух ни одного самолёта. Но USGlobal (в девичестве — Baltia) умудрялась держаться на плаву с 1989 года, активно взаимодействуя с регулирующими органами и даже приобретая самолёты. Давайте разберёмся, как ей это удавалось.

История начинается во времена перестройки, когда советский лётчик Игорь Дмитровский загорелся идеей наладить прямое авиасообщение между городами Советского Союза и Нью-Йорком, а конкретно, аэропортом имени Джона Кеннеди (JFK). Представьте себе: прямой рейс из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) или Риги в Нью-Йорк! После окончания холодной войны это была бы одна из главных артерий, связующих два мира.

В 1991 году Министерство транспорта США (DOT) даже выдало Baltia разрешение на полёты из Нью-Йорка в Ленинград и Ригу. В планах были также Киев, Минск и Тбилиси. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. 26 декабря 1991 года Советский Союз распался, и все эти города стали столицами независимых государств.

Но главная проблема была не в смене политической карты, а в отсутствии самолётов. Когда Baltia наконец приобрела Boeing 747−200 у Cathay Pacific, DOT аннулировало разрешение на полёты, поскольку у компании не было достаточно средств для эксплуатации. «Чек-лист» не пройден.

Дмитровский не сдавался. В 2007 году он привлёк новый капитал и в 2008 году снова получил одобрение DOT на полёты из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк. Правда, первого «Боинга» у него уже не было — был продан или утилизирован.

В 2009 году Baltia купила ещё один Boeing 747, на этот раз у Pakistan International Airlines, но без двигателей! Этот самолёт отправился в Малайзию, в аэропорт имени султана Абдул Азиз Шаха, где и был в конечном итоге разобран на металлолом.

Затем появился ещё один Boeing 747, на этот раз от Northwest Airlines. Он даже был покрашен в ливрею Baltia! Но и он так и не получил одобрения DOT.

Чтобы сэкономить на операционных расходах, Baltia переехала в небольшой аэропорт Willow Run (YIP) в Ипсиланти, штат Мичиган, предназначенный в основном для частных самолётов. «Боинг» стоял под открытым небом, привлекая внимание местных жителей. Помню, сам видел фотографии этого гиганта, словно выброшенного на берег кита.

В 2014 году этот «Боинг» даже был выставлен на авиашоу Thunder Over Michigan, которое посетили более 100 000 человек. Но через два года самолёт пришлось продать.

4 января 2016 года Игорь Дмитровский скончался. Его место занял вице-президент Энтони Кулурис.

В 2017 году появились сообщения о том, что долг Baltia достиг 119 миллионов долларов. Компания продавала акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, чтобы хоть как-то финансировать свою деятельность.

И снова, без самолёта, Baltia переехала в международный аэропорт Stewart в Нью-Виндзоре, штат Нью-Йорк. Кулурис переименовал авиакомпанию в USGlobal Airways. В 2018 году новый генеральный директор заявил о планах полётов из Нью-Йорка в Тель-Авив и Париж.

USGlobal подписала протокол о намерениях арендовать Boeing 767−300ER у Kalitta Air и попыталась приобрести операционный сертификат Songbird Airways, но оба плана провалились. В 2018 году Федеральное управление гражданской авиации (FAA) отозвало у USGlobal сертификат «общественного удобства».

В довершение всего Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) приостановила торговлю акциями авиакомпании после того, как она не предоставила финансовый отчёт за два года. С тех пор о компании ничего не слышно.

Такова эта история. Авиакомпания так и не смогла набрать эшелон, так и не вышла из зоны турбулентности. И хотя финал печален, в этой истории есть урок: недостаточно просто мечтать о небе, нужно иметь прочный фундамент, чёткий план и, конечно, финансирование. Иначе рискуешь остаться на земле, как USGlobal Airways. Что ж, «пристегните ремни», как говорится, и будем надеяться, что у других начинающих авиакомпаний получится лучше!

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,