Крылья свободы Женщины-пилоты Второй мировой прокладывают путь в небо
отважные женщины-пилоты второй мировой войны: как летчицы доказывали, что «вдоводел» можно пилотировать безопасно.
Когда мы говорим о героях Второй мировой, в голове сразу возникают образы сражений, генералов, пехоты, штурмующей пляжи. Но есть и другие герои — те, чьё признание пришло лишь спустя десятилетия. Те, кто поднимался на тысячи футов над линией фронта, перегоняя бомбардировщики, обучая других пилотов, и всё это без фанфар и воинского звания.
Одна из них — Ширли Слейд.
Другое поле боя
Ширли родилась 4 апреля 1921 года в Чикаго. В мире, где девочкам «не полагалось» мечтать о полётах на самолётах, тем более военных. Но она мечтала. И когда Соединённые Штаты вступили во Вторую мировую войну, столкнувшись с острой нехваткой пилотов, Ширли не колебалась.
Как и более 25 000 американок, она откликнулась на призыв летать. Но только 1830 были приняты в программу WASP (Women Airforce Service Pilots) — Женщины-пилоты военно-воздушных сил. И лишь 1074 завершили интенсивную подготовку, длившуюся от 21 до 27 недель.
Ширли была одной из них.
Она присоединилась к Классу 43−5, тренируясь на аэродромах Додж-Сити (Канзас), Харлинген (Техас) и Лав Филд (Даллас). Ей предстояло освоить одни из самых сложных самолётов того времени, включая Bell P-39 Airacobra и Martin B-26 Marauder — бомбардировщик, настолько опасный, что получил прозвище «Вдоводел».
Но Ширли не испугалась. На самом деле, она была одной из 25 женщин, отобранных директором WASP Жаклин Кокран по запросу генерала Генри «Хэпа» Арнольда, чтобы доказать: B-26, самолёт, от которого многие мужчины отказывались из-за его «чёрной» статистики, можно пилотировать безопасно. И она это доказала.
С твёрдостью, точностью и непоколебимой концентрацией она показала миру, что это возможно. Ведь от этого зависели жизни. «Помню, как инструктор говорил нам: „Девчонки, каждая ошибка в небе — это отложенный рейс в ад“. Звучит жёстко, но в воздухе нет места для „авось пронесёт“,— вспоминала Ширли.
Лицо будущего
19 июля 1943 года история Ширли — и её лицо — облетела всю страну, когда она появилась на обложке журнала LIFE. На ставшей культовой фотографии она стоит во весь рост на крыле военного самолёта, в лётном костюме, ветер треплет её волосы, взгляд уверенный. Выражение лица спокойное, но решительное. Заголовок на обложке: „Девушки-пилоты“. Мелкими буквами в нижнем левом углу: „Пилот ВВС“.
Она представляла не только себя. Она представляла каждую женщину, которой говорили „нет“, но которая всё равно летала. Эта обложка стала тихой революцией. Она говорила: „Смотрите, что могут женщины“.
Летать с целью
Программа WASP была изнурительной и новаторской одновременно. Кандидатки должны были быть в возрасте от 21 до 35 лет, ростом выше 163 см и иметь законченное среднее образование. Они сами оплачивали обучение и проезд. Они изучали метеорологию, азбуку Морзе, военное право, физику, навигацию и авиационную механику. Они провели 560 часов в наземных классах и 210 часов лётной подготовки. А потом выходили на работу.
WASP перегнали более 12 600 самолётов, часто летая в одиночку с заводов на перевалочные пункты по всей стране перед трансатлантическим „прыжком“. Они налетали более 60 миллионов миль. Они перевозили грузы, в том числе детали для атомной бомбы. Они буксировали мишени для учебных стрельб зенитной артиллерии, выполняли имитацию штурмовых налётов и испытывали новейшие самолёты.
Они делали всё то же, что и пилоты-мужчины, за исключением полётов в бою. „По сути, это был полёт вслепую. Летели, полагаясь только на приборы и интуицию, потому что военные не доверяли нам 'горячие“ задания»,— рассказывали участницы WASP.
И всё это без званий, без льгот и без признания.
Невидимая жертва
Когда программа WASP завершилась 20 декабря 1944 года, 38 женщин погибли на службе. Не было военных похорон. Ни Золотых Звёзд. Ни пособий ветеранам для семей, которые они оставили. Семьям даже не разрешали накрывать гробы флагом.
Ширли Слейд и её подруги из WASP тихо вернулись домой, запрятав свою форму в шкафы, а свои истории — в дальний угол памяти. Их вклад был засекречен и скрыт от общественности на десятилетия — позорное напоминание о том, как часто женская служба игнорировалась или стиралась.
Признание, наконец
Потребовалось более 30 лет, чтобы ситуация начала меняться.
В 1977 году президент Джимми Картер подписал закон, предоставляющий WASP статус ветеранов. А в 2009 году — через 65 лет после закрытия программы — Конгресс наградил оставшихся в живых WASP Золотой медалью Конгресса. К тому времени в живых осталось около 200 человек.
Ширли не было среди них. Она скончалась 26 апреля 2000 года в возрасте 79 лет в Техасе. Она так и не услышала, как нация говорит «спасибо».
Но её наследие живёт.
Больше, чем пилот
Ширли Слейд была не просто пилотом. Она была пионером. Патриотом. Женщиной, которая увидела барьер и пролетела прямо сквозь него.
Её история — как и многие другие в программе WASP — не только о самолётах или войне. Она о тихой силе, необходимой, чтобы появиться там, где тебя никто не ждёт. Она о том, чтобы стоять на крыле бомбардировщика и смотреть в будущее, которое ты помогаешь формировать. Она о вере в то, что у мужества нет гендера.
Дань уважения и обещание
Сегодня, когда мы чтим Вооружённые силы и жертвы, принесённые столькими людьми ради свободы, которую мы ценим, мы вспоминаем таких женщин, как Ширли Слейд, которые летали не ради славы или признания, а из глубокой любви к своей стране. Они показали нам, что сила бывает разной и что герои не всегда те, у кого есть медали.
Иногда это те, чьи имена мы только начинаем узнавать.
Мы обязаны им и будущим поколениям продолжать рассказывать их истории.
Потому что Ширли Слейд не просто помогла выиграть войну. Она помогла открыть небо.