ZEISS: умные стекла перевернут мир авиации и пилотов

Zeiss меняет авиацию: новые умные стекла проецируют данные полёта прямо на лобовое стекло кабины.

В кабине будущего: пилот смотрит в небо сквозь умные стекла, меняющие авиацию. #ZEISS #AR #авиация
В кабине будущего: пилот смотрит в небо сквозь умные стекла, меняющие авиацию. #ZEISS #AR #авиация

Представьте себе кабину, где важнейшие данные о полете не требуют опускать взгляд: высота, скорость, предупреждения о рельефе и информация о трафике отображаются прямо перед глазами, даже в условиях плохой видимости. Представьте себе мир, где пилоты-одиночки могут получить виртуальную поддержку, улучшающую принятие решений и снижающую нагрузку. Никаких громоздких HUD (Head-Up Display — индикатор на лобовом стекле), никаких переключений внимания на приборную панель. Только критически важные данные, четко выделенные в поле зрения.

Это и есть обещание дополненной реальности (AR) в авиации, и благодаря передовым технологическим компаниям, таким как ZEISS, оно превращается из концепции в реальность. Помню, как еще в летном училище нам рассказывали о перспективах HUD, но они всегда казались чем-то из мира фантастики. Теперь эта «фантастика» стучится в наши кабины.

Эта технология была представлена публике на выставке Aircraft Interiors Expo (AIX) в Гамбурге, Германия, в апреле 2025 года. ZEISS, немецкий оптический гигант, известный поставками прецизионных стеклянных компонентов для NASA и Европейского космического агентства для таких миссий, как Apollo и космический телескоп Джеймса Уэбба, в настоящее время разрабатывает эту технологию. Именно ZEISS снабжает телескопы для поиска звёзд, и теперь он помогает нам лучше видеть в небе!

Теперь ZEISS переносит те же аэрокосмические инновации в кабину пилота со своими многофункциональными смарт-стеклами. Готов поспорить, даже самые заядлые консерваторы из «старой школы» оценят эту разработку.

Итак, вот пять невероятных способов, которыми многофункциональные смарт-стекла ZEISS изменят опыт пилотирования:

1. Повышенная ситуационная осведомлённость — даже в самых неблагоприятных условиях

В основе технологии лежит бесконтактный голографический человеко-машинный интерфейс (HMI). Как говорит один мой друг-диспетчер: «Видишь ситуацию — владеешь ситуацией». И эта технология помогает видеть лучше.

В основе системы лежит усовершенствованный HUD с дополненной реальностью. В отличие от традиционных HUD, использующих громоздкие дисплеи, ZEISS использует голографические микрооптические структуры для проецирования данных о полете в реальном времени на лобовое стекло кабины.

Эта технология предлагает значительное улучшение ситуационной осведомлённости в чрезвычайных ситуациях и в условиях плохой видимости, таких как туман, снег или ночные полеты. Рельеф, препятствия и информация о трафике накладываются прямо в поле зрения, поэтому вы можете сосредоточиться на управлении самолетом, а не на перелистывании приборов или чек-листов. Представьте, как это может облегчить полёт «вслепую», когда видимость стремится к нулю.

Данные об окружающей среде, полученные с инфракрасных и микроволновых датчиков, интегрированы в дисплей, что позволяет пилотам «видеть» сквозь туман, темноту или осадки. Преимущества для ситуационной осведомлённости, особенно во время сложных заходов на посадку или взлетов в условиях низкой видимости, очевидны.

2. Жизнеспособный вариант HUD для небольших кабин

Одной из давних проблем с технологией HUD был её размер. Из-за ограничений по пространству полномасштабные системы HUD традиционно были непрактичны для многих бизнес-джетов и самолетов авиации общего назначения. Конструкция ZEISS решает эту проблему за счёт значительного уменьшения габаритов системы, что делает её пригодной для самолетов, которым ранее приходилось отказываться от таких усовершенствований.

«До сих пор эти системы были слишком громоздкими для кабин с одним пилотом», — объясняет д-р Деннис Лер, руководитель ZEISS Microoptics. «Мы работали над уменьшением размера и сложности, одновременно улучшая производительность».

Это открывает возможности для более безопасных полетов на небольших самолетах, где нагрузка высока, а резервные возможности часто ограничены. Вспомните старые добрые времена, когда летали на Ан-2. Там о таком и мечтать не могли!

3. Страховочная сетка для полетов с одним пилотом

Умное стекло может выступать в качестве своего рода цифрового второго пилота для пилотов-одиночек, особенно для тех, кто летает по приборам (IFR) или в условиях загруженного воздушного пространства. Визуализируя чек-листы, предупреждая пилота о забытых задачах и отмечая навигационные опасности в режиме реального времени, оно обеспечивает дополнительный уровень бдительности — то, что крайне необходимо в секторе, где человеческий фактор остается основной причиной аварий.

Вспомните, сколько раз случалось, что из-за спешки забывали проверить какой-то пункт в чек-листе перед взлетом. Здесь умные очки точно не дадут промахнуться.

Пилоты-испытатели, участвовавшие в ранних оценках, сообщают о заметных улучшениях в четкости, удобстве использования и контрастности по сравнению с HUD предыдущего поколения. Один пилот коммерческой авиации отметил, что «контраст, блики, видимость и работа значительно улучшены», что позволяет предположить, что эта технология может служить продолжением традиционных приборов и платформой для совершенно новых режимов отображения.

Технология дополненной реальности также является важным фактором при рассмотрении перспектив будущих операций с одним пилотом (SPO), где управление рабочей нагрузкой имеет первостепенное значение.

«В частности, когда в кабине находится только один пилот, отсутствует резервирование», — говорит пилот коммерческой авиалинии, цитируемый на веб-сайте ZEISS. «HUD могут внести значительный вклад в преодоление этих проблем».

Неправильно или не полностью заполненные чек-листы остаются одной из основных причин авиационных происшествий, и эта технология может предоставить рекомендации в режиме реального времени для предотвращения таких ошибок.

4. Более легкий самолет, меньший углеродный след

Преимущества технологии дополненной реальности выходят за рамки безопасности.

Замена тяжелых дисплейных блоков и традиционных перегородок салона легкими смарт-стеклянными панелями снижает вес самолета, что приводит к повышению топливной эффективности, снижению выбросов и сокращению эксплуатационных расходов.

Больше, чем просто технологическое обновление — дополненная реальность — это операционная победа как для коммерческих авиакомпаний, так и для экономных операторов авиации общего назначения.

Авиакомпании экономят на топливе. Операторы авиации общего назначения экономят на техническом обслуживании. Этим преимуществом трудно пренебречь в эпоху постоянно растущего экологического и финансового давления. В текущей «зоне турбулентности» это критически важно.

5. Взгляд в будущее взаимодействия в кабине пилота

ZEISS также видит будущее, связанное с бесконтактным взаимодействием в кабине с помощью голосового управления и распознавания жестов. В будущих итерациях целые окна кабины могут стать динамическими, иммерсивными HUD, реагирующими на голосовые команды и предлагающими рекомендации в режиме реального времени на основе окружающей среды самолета и текущих условий полета. Звучит как «автопилот» для пилота!

Хотя это, безусловно, эстетически приятно, идея заключается не только в модернизации внешнего вида кабины (или салона). В конечном счете, речь идет о коренном изменении того, как пилоты управляют информацией, принимают решения и взаимодействуют с системами.

Хотя пилоты получат наибольшую выгоду, пассажиры не останутся в стороне.

ZEISS Smart Glass может превратить окна салона в интерактивные поверхности, отображающие маршруты полетов, карты в реальном времени или информацию о достопримечательностях — и всё это с помощью бесконтактных голографических элементов управления, активируемых ультрафиолетовыми и инфракрасными датчиками.

Никаких разводов. Никаких кнопок. Просто чистое, интуитивно понятное взаимодействие — и дизайн салона, столь же гибкий и футуристичный, как и технология, которая его питает.

Преодоление препятствий: путь к внедрению

Несмотря на свой потенциал, система Smart Glass от ZEISS еще не поступила в продажу. Но почему?

Самыми большими препятствиями остаются стоимость и интеграция, хотя оба становятся все более управляемыми по мере развития технологии. По моим оценкам, для серьезных авиакомпаний, которые смотрят вперед, это не станет нерешаемой проблемой.

Изменение мощности и размера делает эту технологию жизнеспособной для бизнес-джетов и самолетов авиации общего назначения, а не только для авиалайнеров.

Наша цель — сделать эту технологию доступной для всех пилотов, от коммерческих до частных. Мы хотим обеспечить безопасный полет в любых условиях видимости, от взлета до посадки.

Лер предвидит будущее, в котором размер и стоимость больше не будут факторами в технологии AR.

По словам ZEISS, система в настоящее время находится на стадии тестирования и имеет реальный путь к выходу на рынок в течение следующих трех лет.

Поскольку воздушное пространство становится все более загруженным, и в ближайшие годы и десятилетия в него будут вливаться дроны, воздушные такси и беспилотные летательные аппараты, инструменты, которые повышают осведомлённость пилота и снижают нагрузку, станут незаменимыми.

Летаете ли вы на Cessna или Dreamliner, дополненная реальность вскоре может стать неотъемлемой частью вашей кабины. Как говорится: «Пристегните ремни, мы начинаем набирать эшелон в новую эру авиации!».

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,