AI171: 36 секунд от взлета до катастрофы

катастрофа рейса AI171: расследование 36 секунд от взлета до столкновения выявило вероятные проблемы с тягой двигателей и возможную ошибку экипажа.

Ахмадабад: Boeing 787 врезался в здание. Что привело к катастрофе рейса AI171 спустя всего 36 секунд после взлета?
Ахмадабад: Boeing 787 врезался в здание. Что привело к катастрофе рейса AI171 спустя всего 36 секунд после взлета?

Что произошло в небе над Ахмадабадом 12 июня? Рейс AI171 авиакомпании Air India, выполнявшийся на Boeing 787−8, потерпел крушение, врезавшись в здание медицинского колледжа вскоре после взлета. Всего 36 секунд — именно столько времени прошло от момента, когда пилоты увеличили тягу двигателей на взлетной полосе 23 аэропорта Сардар Валлаббхай Патель, до трагического столкновения. 36 секунд… Это меньше времени, чем требуется для выполнения стандартной предполетной проверки «engine start».

Когда я узнал об этом, меня словно током ударило. Я сам тысячи часов провел за штурвалом «Боингов» и «Аэробусов», летал по всему миру. Такие новости всегда заставляют задуматься о хрупкости нашей работы, о той колоссальной ответственности, которую мы несем за жизни пассажиров.

В настоящее время ведется расследование, но некоторые факты уже известны. Капитан рейса AI171 передал диспетчерам сигнал бедствия практически сразу после отрыва от земли. И, судя по перехваченным сообщениям, ситуация развивалась стремительно. По данным индийских СМИ, прозвучало что-то вроде: «No thrust, losing power, unable to lift» («Нет тяги, теряем мощность, не можем набрать высоту») или «Thrust not achieved, falling, communication line during this transmission very weak» («Тяга не достигнута, падаем, связь очень слабая»). В любом случае, посыл ясен: что-то пошло катастрофически не так с двигателями или системой управления тягой.

Один из выживших, британец с индийскими корнями, сидевший на месте 11A, сообщил о громком звуке вскоре после взлета. «Громкий звук»… Это может быть что угодно: помпаж двигателя, взрыв, разрушение конструкции. Без «черных ящиков» и тщательного анализа обломков говорить о причинах преждевременно.

Возможные причины трагедии

Но давайте подумаем. Boeing 787 — современный, надежный самолет. Отказ обоих двигателей одновременно — крайне редкое явление. Да, бывали случаи, когда птицы попадали в двигатели, или случались проблемы с топливной системой, но чтобы сразу оба… Это маловероятно. Скорее всего, мы имеем дело с какой-то комплексной проблемой, возможно, связанной с управлением самолетом или качеством топлива. Нельзя исключать и человеческий фактор — ошибку экипажа при взлете в условиях внештатной ситуации.

Как бы то ни было, одно можно сказать наверняка: эти 36 секунд стали роковыми для всех, кто был на борту рейса AI171. Эта трагедия — напоминание о том, что в авиации нет мелочей. Любая, даже самая незначительная деталь, может иметь решающее значение. И мы, авиаторы, обязаны помнить об этом каждую секунду, находясь в кабине самолета. Наша работа — это не просто управление самолетом, это постоянное внимание, бдительность и готовность к любым неожиданностям. Ведь от наших решений зависят жизни людей. А это — самый важный груз, который мы когда-либо перевозили.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,