Airbus A340: Лебединая песня или долгое эхо?
четыре двигателя против двух: почему airbus a340 все еще летает и какие авиакомпании выбирают этого ветерана.
Когда-то он был королем дальних маршрутов и гордостью Airbus, ответом на вызов Boeing в сегменте широкофюзеляжных самолетов. Четырехдвигательный Airbus A340 сегодня — редкость на регулярных линиях. Но рано списывать его со счетов.
По данным на май 2025 года, в регулярной коммерческой эксплуатации находятся 49 машин A340, обслуживаемых семью авиакомпаниями. Еще 28 бортов продолжают трудиться в чартерных, VIP, правительственных и ACMI (Aircraft, Crew, Maintenance, and Insurance) перевозках. Итого — 77 активных «тридцатьчетвертых». Плюс 38 самолетов, которые сейчас «на приколе» — в отстойниках или на техобслуживании, но вполне могут снова подняться в небо.
77 (или 115, если считать «резерв») — цифра, конечно, скромная, учитывая, что всего было построено 377 A340. Но этот самолет все еще заставляет оборачиваться, куда бы он ни прилетел. И вот новость: Lufthansa меняет A330−300 на A340−300 на маршруте Франкфурт (FRA) — Роли-Дарем (RDU) этой зимой. Самое время разобраться, кто и зачем сегодня летает на этом ветеране неба.
Наследие A340: Тихий уход четырехдвигательного гиганта
Airbus A340 проектировался как конкурент Boeing 777 и McDonnell Douglas MD-11. Модели −200 и −300 появились в 1993 году. Это был первый широкофюзеляжный лайнер Airbus, предназначенный для маршрутов большой протяженности. В эпоху до ETOPS четыре двигателя считались предпочтительными для трансокеанских перелетов. Помню, как в начале 2000-х мы еще спорили в курилке: «Два мотора надежнее четырех, если что-то случится — есть запасной». Жизнь показала, что ETOPS все изменил.
−200 вмещал 261 пассажира и имел дальность 8100 морских миль (примерно 15 000 км), а −300 — 295 пассажиров и 7300 морских миль (13 500 км). Оба варианта поступили в эксплуатацию в марте 1993 года у Lufthansa и Air France. Первый полет −300 состоялся 25 октября 1991 года, и обе модели были сертифицированы в декабре 1992 года. На −200 и −300 устанавливались двигатели CFM56−5C.
Более крупные версии −500 и −600 появились в начале 2000-х. −500 вмещал 313 пассажиров и имел дальность 9000 морских миль (16 700 км). Он впервые поднялся в воздух 11 февраля 2002 года и поступил в эксплуатацию в 2003 году в Emirates, после того как Air Canada, первоначально планировавшаяся в качестве стартового заказчика, объявила о банкротстве. −600, рассчитанный на 379 пассажиров и дальность 7800 морских миль (14 400 км), совершил свой первый полет 23 апреля 2001 года и начал эксплуатироваться в Virgin Atlantic в августе 2002 года. Длиной 75,4 метра, −600 был самым длинным пассажирским самолетом в мире до появления Boeing 747−8 в 2010 году. На этих двух моделях стояли более мощные двигатели Rolls-Royce Trent 500.
Но развитие ETOPS и более экономичные двухдвигательные самолеты сделали A340 менее конкурентоспособным. Airbus прекратил производство в ноябре 2011 года, поставив 377 из 380 заказанных A340. Последние два −500 были поставлены в 2012 году. Преемник A340, A350, сейчас доминирует на дальних маршрутах.
Несмотря на коммерческий закат, A340 имеет хорошую репутацию в плане безопасности — ни одной катастрофы, только шесть списаний, включая рейс Air France 358, A340−313, который выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы во время грозы в международном аэропорту Торонто Пирсон (YYZ) в августе 2005 года.
Кто сегодня летает на Airbus A340?
Согласно данным, по состоянию на май 2025 года только семь авиакомпаний продолжают эксплуатировать 49 самолетов Airbus A340 на регулярных коммерческих рейсах. Вот расклад:
-
Lufthansa (Германия): Крупнейший оператор A340 с 22 действующими самолетами (16 A340−300 и 6 A340–600) из парка в 23 единицы. Lufthansa была стартовым заказчиком −200 в 1993 году и когда-то эксплуатировала 62 таких самолета. Авиакомпания использует этот тип на дальних маршрутах в такие города США, как Бостон (BOS), Чикаго (ORD), Даллас/Форт-Уэрт (DFW), Детройт (DTW), Лос-Анджелес (LAX), Нью-Йорк (JFK), Сиэтл (SEA) и Вашингтон Даллес (IAD). Чикаго — единственный город в США, куда летают A340–600, с двумя ежедневными рейсами из Франкфурта: один на A340–600, а другой — на Boeing 747–800, а также ежедневный рейс из Мюнхена на A350. Lufthansa даже вернула несколько −600 из отставки после COVID, чтобы удовлетворить спрос. Средний возраст Airbus A340 в Lufthansa составляет 21,9 года.
-
Mahan Air (Иран): Эксплуатируя десять активных A340 (1 A340−200, 5 A340−300 и 4 A340–600) из парка в 16 единиц, Mahan Air является крупнейшим оператором A340 на Ближнем Востоке. Это одна из двух авиакомпаний, все еще эксплуатирующих редкий A340−200, которому уже три десятилетия, используя этот самолет на дальних маршрутах, несмотря на проблемы, связанные с санкциями. Средний возраст A340 в Mahan Air составляет 26,3 года.
-
Edelweiss Air (Швейцария): Эта швейцарская дочерняя компания Swiss International Air Lines, ориентированная на отдых, эксплуатирует пять самолетов A340−300, обслуживая дальние направления для отдыха в Америке, Африке и Азии. Edelweiss использует A340 для выполнения задач с низкой утилизацией и высокой вместимостью, где важны дальность и комфорт. Средний возраст Airbus A340 в Edelweiss Air составляет 21,6 года.
-
Swiss International Air Lines: Swiss эксплуатирует четыре A340−300 из Цюриха (ZRH) на дальних маршрутах. Несмотря на то что большинство флагманских авиакомпаний отказались от этого типа самолетов, Swiss поддерживает эти самолеты с обновленными интерьерами и современными удобствами, которые обычно встречаются в более новых самолетах. Средний возраст четырех самолетов A340, эксплуатируемых Swiss, составляет 21,6 года.
-
Conviasa (Венесуэла): Венесуэльский национальный авиаперевозчик эксплуатирует три активных A340 (2 A340−200, 1 A340–600) из парка в шесть единиц. Conviasa использует два из последних трех A340−200, находящихся в коммерческой эксплуатации, часто используя их для дипломатических миссий или регулярных рейсов из Каракаса (CCS) в Европу и на Ближний Восток. Средний возраст A340 в Conviasa составляет 27,2 года.
-
Kam Air (Афганистан): Имея три активных A340−300 из парка в четыре единицы, Kam Air использует этот четырехдвигательный самолет для дальних и чартерных рейсов из Кабула (KBL) в пункты назначения в Азии и на Ближнем Востоке. Kam Air использует возможность A340 летать по маршрутам, не полагаясь на разрешения на пролет двухдвигательных самолетов. Средний возраст A340 в Kam Air составляет 24,1 года.
-
South African Airways: South African Airways, когда-то крупный оператор A340, в последние годы значительно сократила свой флот. Тем не менее, два 20-летних A340−300 остаются в эксплуатации, в основном на дальних маршрутах между хабом перевозчика в Йоханнесбурге (JNB) и пунктами назначения в Австралии, такими как Перт (PER).
Роль Airbus A340 в чартерных и ACMI перевозках
Хотя Airbus A340 больше не является основным элементом парков регулярных авиакомпаний, он продолжает играть важную роль в специализированном мире чартерных и ACMI (Aircraft, Crew, Maintenance and Insurance) операций. Такие перевозчики, как SpiceJet, Hi Fly Malta и Air Algérie, эксплуатируют A340, взятые в аренду у поставщиков услуг ACMI, хотя эти авиакомпании не входят в число семи основных коммерческих операторов данного типа самолетов.
Эти арендованные A340 обеспечивают гибкое и экономичное решение для авиакомпаний, нуждающихся в дополнительных мощностях в пиковые сезоны, на дальних разовых маршрутах или во время технического обслуживания собственных самолетов. Аутсорсинг самолетов и экипажей посредством соглашений ACMI позволяет авиакомпаниям избежать операционного и финансового бремени, связанного с круглогодичным обслуживанием парка A340.
Расклад по парку A340
Из 218 произведенных A340−300 23 все еще летают, причем большая часть эксплуатируется Lufthansa. Остальные находятся на длительном хранении или ожидают капитального ремонта. Из 97 поставленных A340–600 осталось всего 17 действующих. A340–500, когда-то известный своей сверхдальней дальностью, теперь снят с коммерческой эксплуатации, но он не исчез полностью.
Использование A340 правительствами и VIP-персонами
Несколько A340 были переоборудованы для правительственных и VIP-перевозок, воспользовавшись большой дальностью, надежностью и просторной кабиной самолета. Например, два бывших A340−300 Lufthansa теперь обслуживают правительство Германии, перевозя канцлера и других высокопоставленных чиновников.
Семь A340−200 все еще активны: пять летают для государственных учреждений и два находятся в коммерческой эксплуатации, обслуживаемые Conviasa и Mahan Air. Аналогичным образом, семь A340–500 остаются на службе в качестве VIP- или государственных транспортных средств. Ярким примером является A340–541, специально модифицированный и эксплуатируемый компанией Sands Aviation, принадлежащей Sands Corporation из Лас-Вегаса, для роскошных VIP-перевозок.
Благодаря своему комфорту, выносливости и способности выполнять дальние рейсы без ограничений ETOPS, A340 остается хорошо подходящим для дипломатических и представительских миссий.
Сумеречная эра A340
Хотя в настоящее время в эксплуатации находится всего 77 самолетов A340, еще 38 остаются на стоянке или проходят техническое обслуживание, а это означает, что они могут вернуться в строй в зависимости от потребностей спроса и операторов. Большинство коммерческих авиакомпаний перешли на более экономичные двухдвигательные широкофюзеляжные самолеты, которые обеспечивают лучшую топливную экономичность и более низкие эксплуатационные расходы.
Тем не менее, A340 сохраняет свою привлекательность в определенной нише. Его четырехдвигательная компоновка снимает ограничения ETOPS, предоставляя операторам большую гибкость маршрутов над удаленными или океаническими районами.
Не имея в своей истории фатальных происшествий и обладая неповторимым силуэтом, который до сих пор заставляет оборачиваться, Airbus A340 пользуется преданной любовью поклонников авиации и остается жизненно важным активом для авиакомпаний и операторов, которые знают, как им пользоваться.
Отправить комментарий
Сообщение формы создания комментариев