Авиапром России: взлёт с ручным тормозом или крах?

Авиапром России балансирует на грани: новые правила распределения маршрутов ставят в приоритет отечественные самолёты, но не приведет ли это к снижению безопасности?

«Россия» на взлёте: как новые правила повлияют на выбор самолётов авиакомпаниями? Узнайте в статье!
«Россия» на взлёте: как новые правила повлияют на выбор самолётов авиакомпаниями? Узнайте в статье!

В российских авиационных правилах намечаются изменения: вводятся новые критерии для распределения прав на международные маршруты. В основе — балльная система, где ключевую роль играет происхождение самолётов. Авиакомпании, ориентированные на отечественную технику, получат преимущество. Попытка поддержать национального производителя понятна. Но стоит разобраться в деталях.

Приоритет отечественной технике?

Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Вадим Бадеха предложил зафиксировать обязательную пропорцию между российскими и иностранными самолетами в парке авиакомпаний. «Техника родного производства должна иметь безоговорочный приоритет,» — цитируют его авиационные Telegram-каналы. По его мнению, это особенно важно в случае снятия западных санкций.

Цена вопроса

Но российские самолёты обходятся дороже западных аналогов — факт, который признаёт и сам Вадим Бадеха. Он обещает, что ОАК работает над снижением стоимости и к 2030 году производство станет дешевле. Однако пока это перспектива, а до 2030 года еще нужно долететь.

Попытки искусственно стимулировать спрос на отечественное — это как попытка взлететь с ручным тормозом. Патриотизм важен, но в авиации на первом месте — безопасность и экономика. Если отечественные самолеты неконкурентоспособны, указ сверху не заставит авиакомпании их покупать.

Аргументы «за»

Вадим Бадеха утверждает, что без государственного регулирования есть риск снова попасть в зависимость от импорта: закупать 20-летние «Аэрбасы» у сомнительных поставщиков, забросив собственные разработки. Он рисует мрачную картину — разрушенные заводы, потерянные компетенции и необходимость восстановления за счет государства.

В качестве примера он приводит автомобильную промышленность, утверждая, что её «потеряли, когда стали импортировать сломанные иностранные машины с низкими лизинговыми ставками». Однако авиацию сложно сравнивать с автопромом — ставки здесь выше и в плане безопасности, и в плане ответственности.

Безопасность превыше всего

Личный опыт: из-за небольшого дефекта в двигателе пришлось разворачивать «Боинг» над Атлантикой. В такой ситуации думаешь только о надежности техники, независимо от страны-производителя.

Баланс интересов

Ситуация неоднозначна. Поддержка отечественного производителя важна, но нельзя забывать о здравом смысле и экономике. Главное, чтобы благие намерения не привели к «штопору» всей отрасли. Будем внимательно следить за развитием событий и надеяться на лучшее, готовясь к худшему. В авиации, как и в жизни, всегда нужен запасной аэродром.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,