Небо падает? Американской авиации нужен срочный апгрейд

Американская система УВД нуждается в срочной модернизации: устаревшее оборудование и Windows 95 угрожают безопасности полетов, несмотря на миллиарды долларов инвестиций.

Диспетчерская в США: устаревшие технологии под угрозой коллапса авиации? Узнайте, почему нужен срочный ремонт!
Диспетчерская в США: устаревшие технологии под угрозой коллапса авиации? Узнайте, почему нужен срочный ремонт!

Приветствую, коллеги и любители неба! С вами, как всегда, «Авиаузел⁸», и сегодня мы поговорим о теме, которая меня, как бывшего пилота, мягко говоря, беспокоит. Речь пойдет о состоянии Федеральной системы управления воздушным движением (УВД) в США. Да-да, той самой, от которой зависит безопасность десятков тысяч рейсов ежедневно.

В январе 2023 года мы все стали свидетелями коллапса, когда из-за сбоя в базе данных Федеральное управление гражданской авиации (FAA) вынуждено было приостановить тысячи рейсов по всей стране. Представьте себе эту «пробку» в небе! И это при том, что FAA и так ежедневно обслуживает более 45 000 рейсов, и эта цифра, к сожалению, имеет тенденцию к росту.

FAA столкнулась с серьезными проблемами в модернизации системы УВД. И здесь на сцену выходит амбициозный проект NextGen.

NextGen: Попытка взлететь в XXI век

Next Generation Air Transportation System (NextGen) — это масштабная инициатива FAA, запущенная еще в далеком 2004 году с целью модернизации Национальной системы воздушного пространства США (NAS). Ключевым элементом здесь является Trajectory Based Operations (TBO) — управление воздушным движением на основе траекторий.

Суть TBO проста: диспетчер получает более точную информацию о траектории полета каждого самолета. Это позволяет точнее координировать движение и оптимизировать маршруты. Звучит как мечта пилота, правда?

Но, к сожалению, сообщения FAA о TBO зачастую расплывчаты и амбициозны, оставляя много вопросов без ответов. Помню, как читал их пресс-релизы и думал: «Ребята, где конкретика? Где цифры?». В итоге приходилось копаться в технических документах, чтобы хоть что-то понять.

Однажды в FAA заявили о «кардинально обновленной инфраструктуре УВД, усовершенствовании аэропортовой инфраструктуры, новых технологиях и процедурах управления воздушным движением, а также повышении безопасности». Звучит здорово, но что конкретно? Какие технологии? Какие процедуры?

Миллиарды долларов в трубу?

FAA осознала необходимость модернизации системы УВД еще в 1982 году. С тех пор в проект NextGen было вложено более 14 миллиардов долларов в период с 2007 по 2022 год. И планируется потратить еще более 35 миллиардов долларов к 2030 году. Впечатляет, правда? Но возникает вопрос: где результат?

Оценка FAA, проведенная в 2023 году, показала, что более трети американских систем УВД находятся в неудовлетворительном состоянии, а некоторые — на грани отказа. Получается, что мы летим «вслепую», полагаясь на устаревшее оборудование.

Флоппи-диски и Windows 95: Привет из прошлого

Вы не поверите, но во многих диспетчерских вышках до сих пор используются дискеты и операционная система Windows 95. В некоторых центрах управления воздушным движением диспетчеры по-прежнему используют бумажные полоски, куда от руки записывают позывные, типы самолетов и высоту полета. Как говорится, «чек-лист» в стиле «ретро».

Причина проста: эти системы «сертифицированы по безопасности», и их нельзя просто так взять и выключить, не рискуя вызвать сбои. Любые обновления должны проводиться с особой осторожностью, учитывая стоимость, безопасность и возможные последствия. И только в июне 2025 года FAA официально запросила информацию у компаний, предложив им решения по модернизации системы. Задумайтесь только, сколько лет прошло с момента осознания проблемы!

Министр транспорта США Шон Даффи признал масштаб проблемы, заявив, что полное обновление займет не менее четырех лет и будет стоить как минимум десятки миллиардов долларов. А я добавлю, что это еще очень оптимистичный прогноз.

GAO бьет тревогу

Необходимость модернизации системы УВД стала настолько острой, что Счетная палата США (GAO) провела исследование, подчеркнув эту проблему. В отчете говорится о «настоятельной» необходимости модернизации систем УВД, о том, что FAA слишком медленно внедряет улучшения, и что полная модернизация может занять еще 6–10 лет.

Хорошая новость в том, что модернизацию системы УВД поддерживают все. В мае 2025 года коалиция авиационных профсоюзов, торговых групп, производителей и других заинтересованных сторон создала альянс под названием «Modern Skies» для продвижения изменений. В рамках своей кампании они выпустили телевизионную рекламу, высмеивающую устаревшие тенденции 1980-х годов, иронизируя над тем, что дискеты до сих пор используются в некоторых центрах УВД спустя четыре десятилетия.

В ответ на вопросы о сбое в УВД в 2023 году FAA объявила, что разработала резервную систему для решения потенциальных аналогичных проблем в будущем. Но, как говорится, это только первый эшелон набора высоты. Впереди еще долгий и непростой путь.

Общая цель

8 июня 2025 года министр транспорта Шон Даффи заявил о NextGen: «Это самый важный инфраструктурный проект, который у нас был в этой стране за последние десятилетия. Все согласны с тем, что он не является партийным. Все знают, что мы должны это сделать». И я с ним полностью согласен. Безопасность полетов — это не предмет политических игр.

Поэтому, коллеги, давайте надеяться, что все эти планы и обещания превратятся в реальность. А пока что, как говорится, «держим курс и следим за приборами». До новых встреч в эфире «Авиаузла⁸»!

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,