Барселона: аэропорт Эль-Прат взлетает, несмотря на экологию
Барселона готовится принимать больше рейсов, расширяя Эль-Прат: ключевым этапом станет удлинение полосы на 500 метров, несмотря на экологические споры.
Барселона — один из самых популярных городов Европы, принимающий порядка 32 миллионов туристов в год. Такой пассажиропоток создает колоссальную нагрузку на аэропорты. Барселонский Эль-Прат, второй по величине в Испании после мадридского Барахаса, обслуживает более 55 миллионов пассажиров в год.
Новость о том, что каталонское правительство, испанский Минтранс и оператор аэропорта Aena договорились о расширении Эль-Прата, дает старт масштабному проекту, который должен вывести аэропорт из состояния хронической перегрузки. Инвестиции Aena составляют более трех миллиардов евро.
Политический аспект
Подобные проекты часто годами «зависают» из-за разногласий между центральным и региональным правительствами. Приход к власти нового главы Каталонии, Сальвадора Ильи, создал предпосылки для взаимопонимания. Илья стремится к сотрудничеству с Мадридом и обозначил цель: сделать Барселону международным хабом, чтобы каталонцы могли летать по всему миру, минуя пересадки в Мадриде, Лондоне или Франкфурте. В планах — около двадцати новых направлений в Индию, Китай, Японию.
Удлинение взлетно-посадочной полосы
Ключевой и наиболее противоречивой частью проекта является удлинение южной взлетно-посадочной полосы. Сейчас полоса длиной 2660 метров окружена с востока и запада заповедником Ла Рикарда — 135 гектарами водно-болотных угодий, домом для множества уникальных видов. Существующая длина полосы недостаточна для широкофюзеляжных самолетов, выполняющих дальние рейсы.
Проект предусматривает удлинение полосы на 500 метров, а с учетом тормозной зоны — на 600 метров, вглубь заповедника. Таким образом, длина составит 3160 метров. Aena утверждает, что это позволит снизить шумовое загрязнение в жилых районах и увеличить пропускную способность до 90 рейсов в час.
Экологические риски
Однако, удлинение полосы затрагивает границы природоохранной зоны, что вызывает опасения экологов.
Планируется также модернизация существующих терминалов — T1 и T2, а также строительство нового сателлитного терминала по проекту архитектурного бюро Ricardo Bofill Taller de Arquitectura, спроектировавшего первые два терминала Эль-Прата.
Илья рассчитывает завершить мастер-план к 2028 году, начать работы в 2030 и закончить к 2033.
Одобрение ЕС
Расширение полосы требует одобрения Европейского Союза. В качестве компенсации Aena обещает восстановить почти 300 гектаров территории аэропорта, чтобы компенсировать воздействие на заповедник.
Реализация проекта выглядит амбициозно и потребует баланса между развитием инфраструктуры и защитой окружающей среды.