«Белавиа»: A330 в обход санкций — полет продолжается
покупка A330 стала возможной через хитрую схему с компаниями из Африки и ОАЭ: посмотрим, как «Белавиа» справится с обслуживанием возрастных машин.
Приветствую вас, коллеги и любители неба! Ваш «Авиаузел⁸» снова на связи, и сегодня мы разберем довольно нестандартный кейс — пополнение флота белорусской авиакомпании «Белавиа» широкофюзеляжными Airbus A330−200. Ситуация, прямо скажем, требует особого внимания, ведь речь идет о поставке самолетов в условиях действующих санкций.
Непрямой путь в Минск
«Белавиа» пополнила свой парк сразу тремя машинами A330−200. Как они оказались в Минске? Путь был, скажем так, не прямым. По данным из открытых источников, использовалась схема с привлечением африканской компании Magic Air из Гамбии и посредника из ОАЭ. Самолеты получили белорусскую регистрацию — EW-588PD, EW-587PD и EW-589PD.
Адаптация к новым условиям
«Белавиа» долгое время гордилась довольно молодым парком, состоявшим преимущественно из Boeing и Embraer. Но, как говорят пилоты, обстоятельства вносят свои коррективы. Авиация — это постоянная адаптация к новым условиям.
Схема поставки — интересный пример обхода санкционных ограничений. Прямые сделки с западными лизингодателями для «Белавиа» сейчас затруднены, поэтому пришлось искать альтернативные маршруты, используя компании в юрисдикциях, которые не присоединились к санкциям. Формально, самолеты экспортировались из Африки, хотя ранее принадлежали турецким и ближневосточным авиакомпаниям.
Возраст и обслуживание Airbus A330−200
Все три Airbus A330−200 — ветераны. Машины произведены в 2002–2003 годах, ранее летали в Emirates и Onur Air. Это означает, что им требуется более тщательное и дорогостоящее техническое обслуживание. В условиях ограниченного доступа к оригинальным запчастям и западным сервисным системам это становится серьезным вызовом.
Салоны самолетов сохранили двухклассовую компоновку — бизнес и эконом. Из-за санкций западные индивидуальные системы развлечений для пассажиров демонтированы. По сути, самолеты будут использоваться как «чистые перевозчики».
Первый рейс и планы на будущее
Один из трех A330, борт EW-588PD, уже выполняет регулярные рейсы. С 14 июня 2024 года он летает по маршруту Минск — Стамбул. Это первый случай в истории Беларуси, когда широкофюзеляжный авиалайнер западного производства используется для регулярных пассажирских перевозок. Остальные два самолета пока проходят подготовку — перекраску, адаптацию салона и проверку систем. Идет и переподготовка летного состава. «Белавиа» планирует использовать A330 для перевозки туристов в страны Юго-Восточной Азии, адаптируя свою бизнес-модель к текущим реалиям.
Технические характеристики и перспективы
Технические характеристики A330−200 позволяют совершать трансконтинентальные полеты. Вместимость — 281 пассажир (18 в бизнес-классе и 263 в эконом-классе) — дает возможность использовать самолеты и на более коротких, но востребованных маршрутах.
Итоги
«Белавиа» нашла способ расширить флот в непростых условиях. Да, самолеты не новые, есть определенные ограничения по сервису. Но главное — компания продолжает летать, предлагая своим пассажирам новые направления. Будем следить за развитием событий. До новых встреч в «Авиаузле⁸»!