Бетт Нэш: небесная легенда с 67-летним стажем
Небесная долгожительница Бетт Нэш, выбрав маршрут заботы о сыне с синдромом Дауна, стала символом преданности и вдохновила поколения бортпроводников.
Ежегодно 31 мая отмечается Международный день бортпроводников — праздник тех, кто делает каждое наше путешествие не только безопасным, но и приятным. В этом году мы хотим рассказать о настоящей легенде авиации, человеке, посвятившем небу всю свою жизнь — о Мэри Элизабет «Бетт» Нэш, бортпроводнице с самым продолжительным стажем в мире.
Её карьера охватывает невероятные 67 лет — это история стойкости, элегантности и непоколебимой преданности своему делу. Бетт ушла из жизни 17 мая 2024 года, но её наследие продолжает вдохновлять. Невозможно описать её удивительную жизнь в одной статье, но мы постараемся отдать дань уважения этой выдающейся женщине.
Мечта взлетает
Мэри Элизабет «Бетт» Берк-Нэш родилась 31 декабря 1935 года в Плезантвилле, штат Нью-Джерси. Она росла в дружной семье с двумя младшими сестрами. С ранних лет она была глубоко верующей католичкой — вера стала нитью, проходящей через всю её жизнь. После окончания Sacred Heart College в Северной Каролине, где Бетт изучала бизнес, она начала работать юридическим секретарём.
Но её сердце принадлежало небу.
В 1952 году она совершила свой первый полет с матерью на TWA из Нью-Джерси в Дейтон, штат Огайо, с промежуточной остановкой в Вашингтонском национальном аэропорту (DCA). Шестнадцатилетняя Бетт наблюдала за лётными экипажами в терминале DCA: «Их головы высоко подняты, униформа идеально выглажена», — вспоминала она позже в интервью New York Times.
Именно в этот момент она осознала своё призвание. Этот полет положил начало карьере, которая продлится почти семь десятилетий.
Параллельно с работой секретарём, Бетт училась, чтобы стать бортпроводницей. Когда в 1957 году ей позвонили из Eastern Air Lines и пригласили на собеседование, Бетт одолжила платье у сестры и поехала на автобусе из Атлантик-Сити в штаб-квартиру компании в Рокфеллер-центре на Манхэттене.
И она получила работу.
В 1957 году, в возрасте 21 года, Бетт была принята на работу в Eastern Air Lines с базой в Майами. Мир тогда был другим — президентом был Дуайт Эйзенхауэр, на орбиту был запущен «Спутник-1», а песня Элвиса Пресли «Jailhouse Rock» возглавляла чарты. «Gunsmoke» доминировал в эфире, галлон молока стоил 1 доллар, а бензин — всего 24 цента.
Полёты были роскошью, и Бетт должна была стать частью этого золотого века.
Гламурные ранние годы и «Рывок Нэш»
Авиационная карьера Бетт началась 4 ноября 1957 года, когда она начала обучение в Eastern Air Lines.
Она посещала «Школу обаяния» Eastern — строгую программу обучения, которая учила этикету, правильной одежде, безопасности и лётным процедурам. К 1958 году она стала стюардессой на борту 44-местного Convair 440.
Её первый полет был из Атланты (ATL) в Майами (MIA).
Бортовой журнал, который она завела в тот день, оставался в идеальном состоянии на протяжении всей её жизни. Это лишь один из многих примеров того, как сильно она любила и была предана этой работе.
В то время полет был событием. Пассажиры одевались в свои лучшие наряды, и в обязанности Бетт входило подавать омаров и шампанское, нарезать ростбиф и аккуратно нарезать кусочки торта перед пассажирами. После ужина наступало время раздавать сигареты. Бетт вспоминала, что в те ранние дни она раздавала бесплатные сигареты — Marlboros и Winstons — с зажигалками в придачу.
Её униформой был королевский синий костюм с белыми перчатками, туфлями на каблуках и шляпкой-таблеткой — совсем не похожий на сегодняшнюю практичную одежду.
На мероприятии в DCA в 2017 году, посвященном 60-летию службы Бетт, она усмехнулась, вспоминая изменения в моде за эти годы.
«В старые времена мы видели много норковых шуб», — сказала она. «Сегодня мы видим много шлёпанцев».
«В старые времена мы видели много норковых шуб. Сегодня мы видим много шлёпанцев».
Бетт Нэш
По её словам, когда она начинала работать в Eastern, билет в один конец стоил 12 долларов.
Бетт работала в эпоху, когда расписание рейсов отображалось на досках, переписываемых вручную каждое утро и днём. До цифровой революции оставались десятилетия.
В 1961 году Бетт перевелась в DCA и начала работать на маршруте Eastern Air Lines Shuttle, соединяющем DCA, Нью-Йорк Ла-Гуардия (LGA) и Бостон Логан (BOS). Этот маршрут стал её домом на десятилетия, получив прозвище «Рывок Нэш» из-за её постоянного присутствия.
Она выбрала этот маршрут по глубоко личной причине: чтобы каждый день возвращаться домой и заботиться о своём сыне Кристиане, у которого был синдром Дауна. Бетт была его единственным опекуном в течение 49 лет — роль, которую она приняла с той же преданностью, с которой относилась к своим пассажирам, многие из которых знали её по годам работы на челночных маршрутах.
Жизнь служения и самопожертвования
Жизнь Бетт не была лишена трудностей. В 1973 году она вышла замуж за Джеймса Нэша, и вскоре после этого у них родился сын Кристиан. Но её брак был далёк от идеала, он длился 31 год, полный жестокости, прежде чем она нашла в себе силы двигаться дальше. Обладая чёрным поясом по боевым искусствам, Бетт проявляла стойкость не только физическую, но и духовную. Её вера как убеждённой католички дала ей силы противостоять жизненным бурям, как дома, так и в небе.
Её карьера прошла через значительные изменения в авиационной индустрии. В 1989 году Eastern продала свои права на посадку и 17 Boeing 727 Дональду Трампу за 365 миллионов долларов. Бетт присоединилась к Trump Shuttle, которая летала каждый час между DCA, LGA и BOS с 1989 по 1992 год.
Но авиакомпания испытывала трудности. Рецессия, вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году и резкий рост цен на топливо привели к дефолту по долгам. USAir взяла на себя управление, в конечном итоге став US Airways, а затем слившись с American Airlines в 2013 году. Пережив каждое изменение, Бетт оставалась на месте, приспосабливаясь к новой униформе, новым самолётам и новым вызовам, но всегда с той же тёплой улыбкой.
За такую блестящую карьеру, как у Бетт, ей довелось обслуживать многих известных пассажиров. Одним из самых запоминающихся пассажиров Бетт была Джеки Кеннеди. В интервью CNN Бетт рассказала, как однажды пассажир спросил её, летит ли этот рейс в Вашингтон. Ответив утвердительно, она повернулась и увидела Джеки, сдержанную и элегантную — момент, который Бетт всегда вспоминала с любовью.
Однажды и автору довелось лететь рейсом, который обслуживала Бетт, из Нью-Йорка в Вашингтон. Я тогда работал в авиационной консалтинговой компании и часто летал по этому маршруту. Бетт запомнилась мне своей невероятной доброжелательностью и профессионализмом. Она знала многих пассажиров по именам и всегда находила время для небольшого разговора. Чувствовалось, что она действительно любит свою работу.
Наследие, удостоенное чести: Вехи и признание
Преданность Бетт не осталась незамеченной. В 2007 году US Airways отметила её 50-летие салютом из водяных пушек — жест, который обычно предназначен для уходящих на пенсию капитанов. American Airlines аналогичным образом отметила её 60-летие в 2017 году.
В 2022 году Книга рекордов Гиннесса официально признала её бортпроводницей с самым продолжительным стажем в мире — титул, которым она очень гордилась.
Даже в свои последние годы распорядок дня Бетт отражал её глубокую страсть к работе. Согласно статье New York Times 2024 года, она заводила будильник на 02:10 каждое утро, чтобы подготовиться к своему вылету в 06:00. Она приветствовала каждого пассажира жизнерадостной улыбкой, многие из которых были постоянными клиентами, знавшими её по имени. Она объясняла своё долголетие любовью к служению другим и проявлению доброты. Именно эта философия определяла её карьеру от начала и до конца.
Высоко в небе до конца
Последняя глава жизни Бетт была отмечена мужеством и изяществом. В 2024 году у неё был диагностирован рак молочной железы. Она скончалась 17 мая 2024 года в возрасте 88 лет в Манассасе, штат Вирджиния, после того, как поступила в хоспис. Примечательно, что она так и не вышла на пенсию. Её любовь к небу поддерживала её до самого конца.
О её кончине компания American Airlines сообщила в социальной сети × 25 мая 2024 года.
«Мы скорбим об уходе Бетт Нэш, которая почти семь десятилетий тепло заботилась о наших клиентах в воздухе», — говорится в сообщении. «Она начала в 1957 году и удерживала мировой рекорд Гиннесса как бортпроводница с самым продолжительным стажем. Бетт вдохновила целые поколения бортпроводников. Лети высоко, Бетт».
Мы скорбим об уходе Бетт Нэш, которая почти семь десятилетий тепло заботилась о наших клиентах в воздухе. Бетт вдохновила целые поколения бортпроводников. Лети высоко, Бетт.
Заявление American Airlines после смерти бортпроводницы Бетт Нэш 24 мая 2024 года
В её некрологе идеально передана её сущность: «Её наследие запомнится не только её выдающейся карьерой, но и её теплотой, щедростью и бесчисленными жизнями, которых она коснулась. Её будут глубоко оплакивать её семья, друзья, коллеги и все, кому посчастливилось её знать».
Кроме того, в честь первой годовщины смерти Бетт, автор Рик Эван выпустил биографию под названием Bette: The True Story of My Life in the Sky. Книга, вышедшая 24 мая 2025 года, в первую годовщину смерти Бетт, отражает её душу и любовь к работе, помогая сохранить её историю для будущих поколений.
Вневременное вдохновение
67-летняя карьера Бетт Нэш началась на заре реактивной эры и протянулась в современную эпоху — мост между гламурным прошлым авиации и её стремительным настоящим. Она была живой связью между золотой эрой авиаперелётов, когда шампанское и сигареты были частью сервиса, и миром после 11 сентября, пережив десятилетия перемен с неизменным изяществом.
Но сквозь все преобразования Бетт оставалась константой: маяком доброты, веры и стойкости.
Я, как и многие другие в авиационном сообществе, отдаю дань уважения бортпроводникам, которые ежедневно обеспечивают нашу безопасность в небе. И я отдаю дань уважения Бетт Нэш, помня о том, что она олицетворяла. Будь вы бортпроводником, пилотом или пассажиром, смотрящим на облака, найдите минутку, чтобы вспомнить Бетт — женщину, которая превратила работу в 67-летнее призвание, которая встретила жизненные бури с изяществом и показала нам всем, что значит парить с сердцем слуги.
Так выпьем же за Бетт Нэш — королеву «Рывка Нэш», настоящую икону авиации, чьи крылья навсегда украсят небеса.
Действительно, лети высоко, Бетт. Лети высоко.