Птицы, дым и LEAP: скрытая опасность Boeing и Airbus

Столкновение с птицами, активация LRD и задымление: почему пилотам Boeing 737 MAX и Airbus A320neo необходимо знать о рисках двигателей LEAP.

Двигатели LEAP-1B: знакомы ли пилоты с риском задымления после «птичьих ударов»? Подробности в статье!
Двигатели LEAP-1B: знакомы ли пилоты с риском задымления после «птичьих ударов»? Подробности в статье!

Приветствую, коллеги и любители неба! С вами, как всегда, «Авиаузел», и сегодня у нас на повестке дня вопрос безопасности полетов, а именно — потенциально опасная ситуация, связанная с двигателями LEAP-1B на Boeing 737 MAX и LEAP-1A на Airbus A320neo. Давайте разберемся, что к чему.

Инциденты с задымлением кабины

В марте 2023 года рейс Southwest Airlines, следовавший с Кубы во Флориду, был вынужден вернуться из-за столкновения со стаей птиц и последовавших проблем с двигателем. Салон самолета заполнился дымом. Похожий инцидент произошел в декабре того же года в Новом Орлеане: снова птицы, и снова дым в кабине. К счастью, в обоих случаях пилотам удалось благополучно посадить воздушное судно.

Принцип работы Load Reduction Device (LRD)

Казалось бы, «птичий удар» — обычное дело. Но здесь кроется нюанс. В обоих случаях не было пожара на борту. Причиной задымления стала штатная работа предохранительного устройства двигателя — так называемого Load Reduction Device (LRD), или устройства снижения нагрузки. Двигатели LEAP-1B, устанавливаемые на Boeing 737 MAX и производимые CFM International, оснащены этой системой, которая в экстренной ситуации отсоединяет лопатки от ротора. Если лопатка серьезно повреждена, например, при столкновении с птицей, фрагменты могут вызвать дисбаланс и сильную вибрацию. LRD срабатывает, чтобы предотвратить катастрофическое разрушение двигателя.

Предупреждение NTSB и рекомендации FAA

Национальное управление безопасности на транспорте США (NTSB) выпустило предупреждение о безопасности, выразив опасения, что экипажи могут недостаточно хорошо понимать принцип работы LRD и последствия его активации. NTSB рекомендует Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) США проследить за тем, чтобы авиакомпании, эксплуатирующие самолеты с этими двигателями, провели соответствующий инструктаж летных экипажей.

«Крайне важно обеспечить, чтобы пилоты, управляющие самолетами, оснащенными двигателями LEAP-1B, были в полной мере осведомлены о возможности задымления кабины, если LRD сработает во время критической фазы полета (взлет или посадка)»,— говорится в заключительном отчете об инциденте в декабре 2023 года.

Модификация программного обеспечения

NTSB также рекомендует ускорить внедрение запланированных изменений в программном обеспечении двигателя. Boeing и CFM разрабатывают модификацию, которая должна быть готова к первому кварталу 2026 года. Это обновление автоматически закроет клапан в системе, минимизируя риск для находящихся на борту.

Международный аспект

Важно отметить, что NTSB обратилось не только к FAA, но и к авиационным властям Европы и Китая с призывом оценить потенциальные риски системы LRD на двигателях LEAP-1A, устанавливаемых на Airbus A320neo, и LEAP-1C на китайском Comac C919. Так что это касается не только американских авиакомпаний.

Заключение

Подчеркну: знание — сила. Чем лучше мы понимаем, как работает наша техника, тем безопаснее наши полеты. Этот случай с LRD — отличный пример того, что даже штатно работающая система может создать неожиданные проблемы. Так что, коллеги, освежаем знания, проходим тренажеры и помним, что безопасность полетов — это наша общая ответственность. Небо ждет подготовленных!

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,