Птицы против турбин: дым в кабине и новые угрозы
Столкновение с птицами и задымление салона: не все пилоты знают, что делать при срабатывании защиты двигателя Boeing 737 MAX.
Коллеги, небо покоряется смелым, но прежде всего — подготовленным. Сегодня мы поговорим о ситуации, которая может застать врасплох даже опытного пилота, и о том, как минимизировать риски. Речь пойдет о так называемом «bird strike» — столкновении самолета с птицами. Да, даже в эпоху композитных материалов и умных двигателей, обычная птица может доставить немало хлопот.
В марте 2023 года рейс Southwest Airlines из Кубы во Флориду был вынужден вернуться из-за столкновения с птицей и, как следствие, проблем с двигателем. В салоне появился дым. Аналогичный случай произошел в декабре в Новом Орлеане. Снова столкновение с птицей и снова дым в кабине. К счастью, в обоих случаях экипажам удалось благополучно посадить самолет.
Дым в кабине: причина — система защиты двигателя
В этих инцидентах не было пожара на борту. Причиной задымления послужила система защиты двигателя LEAP-1B, устанавливаемого на Boeing 737 MAX. Этот двигатель, разработанный CFM International, оснащен Load Reduction Device, или LRD. Проще говоря, это устройство, которое при серьезном повреждении лопатки двигателя (например, при столкновении с птицей) отсоединяет поврежденные лопасти от ротора. Дело в том, что поврежденные части могут вызвать дисбаланс и сильную вибрацию, что чревато куда более серьезными последствиями.
Но тут возникает нюанс. При активации LRD в кабину может попасть дым. И, как выяснилось, не все пилоты до конца понимают, что делать в такой ситуации.
Предупреждение для эксплуатантов Airbus A320 Neo и Boeing 737 Max
Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) выпустил предупреждение, выражая опасения, что экипажи могут быть недостаточно осведомлены о работе системы LRD и последствиях ее активации. NTSB рекомендует Федеральному управлению гражданской авиации США (FAA) обеспечить, чтобы авиакомпании информировали свои экипажи о данной проблеме.
«Крайне важно убедиться, что пилоты, управляющие самолетами, оснащенными двигателями LEAP-1B от CFM International, полностью осведомлены о возможности появления дыма в кабине при активации LRD во время критических этапов полета (взлет или посадка)», — говорится в отчете об инциденте, произошедшем в декабре 2023 года.
Также NTSB рекомендует ускорить внедрение запланированных изменений в программное обеспечение двигателя. Boeing и CFM работают над модификацией, которая должна быть готова в первом квартале 2026 года. Эта модификация будет автоматически закрывать клапан в системе, минимизируя риск попадания дыма на борт.
Призыв к проверке флотов в Европе и Китае
Помимо FAA, NTSB обратился к авиационным властям Европы и Китая с призывом проверить потенциальные риски системы LRD для двигателей LEAP-1A, устанавливаемых на Airbus A320 Neo, и LEAP-1C, используемых на Comac C919.
Личный опыт
В моей практике был случай, когда во время захода на посадку в одном из аэропортов Южной Америки мы столкнулись с небольшой стаей птиц. Благо, обошлось без серьезных повреждений. Но после посадки, во время осмотра, мы обнаружили перья в воздухозаборнике двигателя. Как говорится, «пронесло». Но этот случай стал для меня хорошим напоминанием о том, что к любым неожиданностям нужно быть готовым.
Вывод
Современные самолеты становятся все более технологичными, но природа иногда преподносит сюрпризы. Важно, чтобы экипажи были полностью осведомлены о системах безопасности, установленных на борту, и умели действовать в нештатных ситуациях. А авиационным властям следует оперативно реагировать на возникающие угрозы, чтобы полеты оставались максимально безопасными. Как говорится, небо любит подготовленных. Не забывайте об этом, коллеги! И безопасных вам посадок!