Boeing 757: почему «Летающий Карандаш» не спешит на пенсию
Живучий Boeing 757: секрет «летающего карандаша» в уникальной конструкции крыла и коротком взлете.
Более 40 лет в небе — солидный возраст для самолёта. Но ветерану Boeing 757 рано на пенсию. Да, дизайн не молод, конкуренты наступают на пятки с более современными моделями. Но у 757 есть пара тузов в рукаве, которые позволяют ему держаться на эшелоне.
Начнём с истории. Boeing разработал 757-й, чтобы заменить заслуженный, но устаревающий 727-й. Первый полёт состоялся в далёком 1982 году. Выпускались две основные версии: 757−200 и 757−300. Всего было построено около 1050 машин для 54 авиакомпаний, пока в 2004 году производство не было свёрнуто.
Самолёт получил забавные прозвища — «Летающий Карандаш» и «Жираф» — за узкий фюзеляж с одним проходом. 757−200, как наиболее распространённая версия, имеет длину около 47 метров, размах крыльев — 38 метров. Дальность полёта — 6500 км, на борт берёт до 240 пассажиров. Удлинённая версия 757−300 чуть короче по дальности (6300 км), но вмещает до 295 человек — это, к слову, самый длинный узкофюзеляжный самолёт с двумя двигателями в истории авиации.
«Ferrari небес» и её секреты
Главный секрет живучести 757-го — мощные двигатели. На самолёт устанавливались Rolls Royce RB211 (тяга 197 кН) и Pratt & Whitney PW2037 (тяга 187 кН). Мощность, по некоторым данным, избыточна. Именно из-за неё самолёт получил прозвище «Ferrari небес».
И вот тут начинается самое интересное. Благодаря этой мощности 757-й может взлетать с относительно коротких полос. Например, он спокойно работает с полосы длиной всего 1700 метров в аэропорту Джона Уэйна в Санта-Ане, Калифорния. А ещё он способен взлетать полностью загруженным из высокогорного аэропорта Игл Каунти в Вейле, Колорадо (2000 метров над уровнем моря). Представьте себе: полоса короткая, воздух разряженный, а 757-й, пыхтя, набирает высоту. Как-то раз я выполнял рейс на A320 из Денвера и наблюдал за 757-м, взлетавшим практически вертикально. Честно признаюсь, даже позавидовал немного.
Второй фактор живучести — уникальная конструкция крыла. Изначально 757-й проектировался для коротких маршрутов и работы в небольших аэропортах. Поэтому ему дали более широкое крыло, обеспечивающее лучшую подъёмную силу и скороподъёмность. В отличие от стреловидных крыльев дальнемагистральных самолётов, которые оптимизированы для высоких скоростей, крыло 757-го ориентировано на короткий взлёт и посадку.
Но это ещё не всё. На 757-м используется так называемое «сверхкритическое крыло». Эту технологию разработал аэродинамик NASA Ричард Уиткомб ещё в 1964 году. Суть в том, чтобы изменить форму крыла так, чтобы уменьшить ударную волну, возникающую при приближении к скорости звука. Эта волна создаёт сопротивление и мешает самолёту разгоняться.
Уиткомб предложил уплостить верхнюю поверхность крыла и придать задней кромке большую кривизну вниз. Это позволило не только увеличить подъёмную силу, но и повысить топливную эффективность. Самолёту требуется меньше топлива и мощности двигателя для взлёта и поддержания полёта. Испытания показали, что такое крыло обеспечивает на 30% больше подъёмной силы, чем обычное.
Благодаря этому 757-й может летать дальше и эффективнее. Авиакомпании начали использовать его не только на коротких маршрутах, но и на более протяжённых, например, из Ньюарка в Эдинбург, из Миннеаполиса в Рейкьявик, из Роли в Париж и из Атланты в Анкоридж.
Кто остался в строю?
Сегодня Boeing 757 всё ещё летает в парках Delta, United и Icelandair. У Delta их больше всего — целых 91 машина! Эта компания давно и успешно эксплуатирует 757-й. А самый старый коммерческий пассажирский самолёт в США — тоже 757−232 (регистрационный номер N649DL) Delta, который был поставлен 36 лет назад!
Конечно, ничто не вечно. United постепенно заменяет 757-е на Boeing 767−300 и Airbus A321XLR. A321XLR имеет большую дальность — до 9200 км, но его вместимость всего 206 пассажиров.
Так что авиакомпаниям придётся взвешивать все «за» и «против», принимая решение о списании ветерана 757. Но пока он остаётся надёжной «рабочей лошадкой» во многих авиапарках. И, думаю, ещё не раз порадует нас своим грациозным взлётом даже с короткой полосы.
Отправить комментарий
Сообщение формы создания комментариев