Boeing 757: «Летающий карандаш» не сдается времени

Boeing 757 все еще востребован благодаря уникальному крылу, разработанному NASA: технология позволила улучшить дальность и экономичность «летающего карандаша».

На фото Boeing 757 Icelandair. Почему этот «летающий карандаш» до сих пор в строю? Узнайте в статье!
На фото Boeing 757 Icelandair. Почему этот «летающий карандаш» до сих пор в строю? Узнайте в статье!

43 года в небе — срок немалый, особенно в быстро меняющемся мире авиации. И все же Boeing 757, как опытный пилот после долгого рейса, не собирается уходить на заслуженный отдых. Эта рабочая лошадка по-прежнему бороздит воздушные океаны, доказывая, что грамотный инженерный подход и удачные конструкторские решения способны выдержать испытание временем. Давайте разберемся, в чем секрет живучести «семьсот пятьдесят седьмого».

Этот самолет был задуман как замена Boeing 727. Первый 757 взмыл ввысь в 1982 году. Всего было построено более 1000 машин двух основных модификаций: −200 и −300, которые разошлись по 54 авиакомпаниям. Производство прекратилось в 2004-м, но, как говорится, «песня еще не спета».

Иногда его любовно называют «Летающим карандашом» или «Жирафом» из-за узкого фюзеляжа с одним проходом. Модель −200, имея длину около 47 метров и размах крыльев 38 метров, способна преодолевать до 6500 километров, перевозя до 240 пассажиров. Удлиненная версия, 757−300, вытянулась до 54 метров, жертвуя небольшим запасом хода ради увеличения пассажировместимости до 295 человек.

«Ferrari небес»: мощь под крылом

Одной из ключевых особенностей 757 является его тяговооруженность. Самолеты оснащались двигателями Rolls Royce RB211 или Pratt and Whitney PW2037, выдающими до 19 тонн тяги каждый. Для своего размера и веса, это, по мнению некоторых пилотов, «избыточная мощность», что и дало ему еще одно прозвище — «Ferrari небес».

Эта мощь позволяет 757 взлетать с относительно коротких ВПП. Как вспоминает один из пилотов: «Я лично помню случай, когда мы выполняли рейс в один горный аэропорт с непростыми условиями. Нам нужно было под завязку загрузить самолет, чтобы доставить гуманитарную помощь. Другие самолеты такого класса просто не могли бы там сесть с полной загрузкой, а 757 справился без проблем».

Еще одно преимущество — способность уверенно взлетать с высокогорных аэродромов, где разреженный воздух создает дополнительные трудности.

Крылья, опередившие время

Однако дело не только в двигателях. Важную роль в «долголетии» 757 сыграла конструкция крыла. Изначально Boeing разрабатывал этот самолет для ближне- и среднемагистральных маршрутов, что обусловило выбор крыла с улучшенными подъемными характеристиками. В отличие от крыльев со стреловидностью, характерных для дальнемагистральных самолетов, ориентированных на скорость, крылья 757 приоритезируют подъемную силу, необходимую для взлета и набора высоты.

Здесь кроется гениальное решение — так называемое «сверхкритическое крыло». Разработка NASA, основанная на исследованиях аэродинамика Ричарда Уиткомба, позволяет 757 достигать скорости и дальности полета, сопоставимых с самолетами со стреловидными крыльями.

Уиткомб заметил, что при приближении к скорости звука вокруг крыла самолета образуется ударная волна, создающая сопротивление. Он предложил изменить форму крыла, чтобы уменьшить интенсивность этой волны. Путем экспериментов с формой крыла он достиг значительного увеличения подъемной силы и снижения расхода топлива.

Эта технология не только улучшила летные характеристики 757, но и была использована в дальнейшем при проектировании всех коммерческих и военных самолетов Boeing. Благодаря «сверхкритическому крылу» 757 смог летать дальше и экономичнее, что позволило авиакомпаниям использовать его на более протяженных маршрутах.

Сегодня и завтра «Летающего карандаша»

Сегодня Boeing 757 продолжает эксплуатироваться крупными авиакомпаниями, такими как Delta, United и Icelandair. Delta Air Lines, кстати, является крупнейшим оператором этих самолетов и владеет последним экземпляром, выпущенным в 2005 году.

Некоторые авиакомпании начинают постепенно выводить 757 из эксплуатации, заменяя их Boeing 767−300 и Airbus A321XLR. A321XLR превосходит 757 по дальности полета, но уступает в пассажировместимости.

Таким образом, выбор между этими самолетами — это компромисс между дальностью и вместимостью. Но пока Boeing 757 остается надежной рабочей лошадкой, доказывая, что продуманная конструкция и запас прочности — это залог долгой и успешной карьеры в небе. И кто знает, возможно, мы еще не раз увидим этот элегантный «Летающий карандаш» в аэропортах мира.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,