Ракета вместо форсажа: как взлетал Boeing B-47
Ракета вместо форсажа: как бомбардировщик Boeing B-47 взлетал с помощью ракетных ускорителей JATO, чтобы сократить дистанцию разбега и увеличить тягу.
Приветствую вас, коллеги пилоты и любители авиации! Сегодня мы поговорим о временах, когда турбореактивные двигатели ещё не достигли пика своего развития, и на помощь приходили… ракеты! Да, вы не ослышались. Речь пойдет о системе JATO (Jet-Assisted Take Off) — ракетном старте, который некоторое время был незаменимым помощником для некоторых самолетов, в частности, легендарного Boeing B-47 Stratojet.
Эпоха реактивной авиации и необходимость JATO
Представьте: 1947 год, начало холодной войны. Гонка вооружений в самом разгаре, и авиация играет ключевую роль. Компания Boeing разрабатывает B-47 — дальний стратегический бомбардировщик, способный летать на высоких дозвуковых скоростях и уходить от вражеских перехватчиков. Звучит впечатляюще, не правда ли? Но есть нюанс.
Первые турбореактивные двигатели General Electric J35, установленные на XB-47, выдавали по 3750 фунтов тяги каждый. В сумме получалось 22 500 фунтов, что явно не хватало для быстрого разбега, особенно с полной боевой загрузкой. Не хватало той самой «приемистости», свойственной поршневым моторам. И вот тут-то и вспомнили о ракетном старте.
Решение Boeing: ракетный «форсаж»
Инженеры Boeing решили добавить 18 твердотопливных ракет, по девять с каждой стороны фюзеляжа, за крыльями. Каждая ракета давала дополнительно 1000 фунтов тяги. В итоге, плюс 18 000 фунтов к общей тяге — совсем другое дело! Эдакий «форсаж» для бомбардировщика.
Представьте картину: огромный B-47 готовится к взлету, ревут шесть турбин, а затем — залп из 18 ракет! Машина срывается с места, быстро набирает скорость и устремляется в небо. Зрелище, достойное голливудского блокбастера.
Эволюция двигателей и снижение потребности в JATO
Прогресс, разумеется, не стоял на месте. Уже на B-47B установили более мощные двигатели J47-GE-23, выдававшие по 5800 фунтов тяги каждый. А на B-47E — еще более совершенные J47-GE-25A с 5970 фунтами тяги. К тому же, на J47-GE-25A появилась система впрыска воды и метанола, которая позволяла кратковременно увеличить тягу до 7200 фунтов. Впрыск смеси воды и метанола увеличивал массу, проходящую через двигатель, что приводило к кратковременному увеличению тяги.
Тем не менее, ракеты JATO продолжали устанавливать на B-47 вплоть до модели B-47E в 1953 году. Правда, необходимость в них постепенно отпадала. Более того, инженеров начали беспокоить риски, связанные с хранением ракет так близко к топливным бакам. Все топливо на B-47 находилось в фюзеляже, так как крылья были тонкими и сильно изгибались во время полета.
В итоге, стандартную систему JATO заменили на внешнюю, в виде «хомута» под задней частью фюзеляжа, вмещавшего 33 ракеты. После взлета «хомут» можно было сбросить.
Использовать JATO стали только в экстренных случаях, когда требовалось как можно быстрее поднять самолет в воздух. Экипажи продолжали тренироваться с JATO, но уже не так часто — примерно раз в год.
Исторические корни JATO
Кстати, о пионерах. Первыми ракетный старт испытали еще в 1931 году в Советском Союзе на учебном биплане У-1. После установки ракет время разбега сократилось до 1,5 секунд!
В США работы над ракетными ускорителями начались еще во время Первой мировой войны. А в 1939 году американские ученые получили финансирование на исследование возможности применения JATO на самолетах. Один из тестов закончился полетом Ercoupe с шестью ракетными ускорителями вместо пропеллера.
JATO в наши дни
Помимо B-47, системы JATO использовались на других самолетах, таких как OV-10 Bronco и C-130 Hercules. Знаменитый C-130 «Fat Albert» пилотажной группы Blue Angels до 2009 года был оснащен восемью ракетными ускорителями. Но время идет, технологии развиваются, и на смену пришли более мощные двигатели, не требующие ракетной поддержки.
Как видите, друзья, авиация полна интересных и неожиданных решений. И даже такая, казалось бы, экзотическая вещь, как ракетный старт, сыграла свою роль в истории авиации. Взлетайте безопасно и пусть ваш полет всегда будет успешным!