«Братья по небу»: Крылатая память Дня «Д» вернулась
подвиг в небе над Нормандией: как самолеты Второй мировой напомнили миру о цене свободы.
Когда я учился летать, инструктор любил повторять: «Не забывай смотреть в прошлое, чтобы увереннее лететь в будущее». Тогда я не до конца понимал смысл этих слов, но годы в авиации научили ценить уроки истории. Особенно, когда речь идет о событиях, изменивших мир, таких как высадка в Нормандии 6 июня 1944 года.
В июне 2019-го мир отметил 75-летие этого переломного момента Второй мировой войны. 75 лет назад союзные войска, состоящие из американцев, канадцев и британцев, штурмовали 80 километров укрепленного побережья, чтобы освободить Европу от гитлеровской оккупации. Более 150 000 солдат участвовали в крупнейшей в истории комбинированной морской, воздушной и сухопутной операции. Союзники задействовали свыше 10 000 самолетов и 7 000 морских судов. Верховный главнокомандующий союзными войсками Дуайт Эйзенхауэр назвал это «Великим крестовым походом» за освобождение Европы.
В предрассветной тьме, предшествовавшей высадке, около 900 транспортных самолетов C-47, прозванных британцами «Дакотами», перебросили более 20 000 десантников и тонны припасов из Англии в Нормандию. Под плотным огнем зенитной артиллерии и в условиях плохой видимости они высаживались в тылу врага, захватывая ключевые объекты, перерезая пути снабжения и обеспечивая фланги для наступающих войск.
Цифры говорят сами за себя: в тот день союзники совершили 14 674 вылета, потеряв 127 самолетов. Из 13 000 американских десантников, высадившихся в Нормандии, 2500 были убиты, ранены или пропали без вести к концу дня. Всего в первый день операции союзники потеряли около 10 000 человек, включая 2500 американцев и около 2000 британских и канадских солдат. Общие потери союзников в битве за Нормандию превысили 50 000 человек.
Именно поэтому, когда я узнал о «D-Day Squadron» — проекте по восстановлению и перегонке исторических Douglas DC-3 и C-47 Skytrain (военная версия DC-3) из США в Европу, — я понял: это нельзя пропустить. Пятнадцать ветеранов Второй мировой войны, каждый со своей историей, вновь поднялись в небо, чтобы почтить память павших и отдать дань уважения немногим оставшимся в живых ветеранам.
Перелет через Северную Атлантику на самолетах, чей возраст приближается к 80 годам, — это само по себе подвиг. Но для «D-Day Squadron» это было только начало. Они пролетели над местами боевой славы, напоминая миру о цене свободы. В небе над Нормандией к ним присоединились современные самолеты ВВС США и Франции, сформировав единую эскадрилью памяти.
Особое место в этой истории занимает C-47 «That’s All, Brother» («Это всё, братан»). Этот самолет входил в первую волну десанта в Нормандии, сбрасывая солдат и припасы в тылу врага. Удивительно, но он уцелел и продолжает летать, напоминая о тех днях.
Мне довелось побывать на авиабазе Рамштайн в Германии и увидеть своими глазами, как современные транспортники C-130J Super Hercules из 37-й эскадрильи ВВС США, чей боевой путь также восходит ко Дню «Д», взлетали бок о бок с «That’s All, Brother». Фюзеляжи C-130 украшали полосы вторжения и надпись «Heyl Yea, Brother!» — дань уважения легендарному ветерану.
Впечатления от этого зрелища сложно передать словами. Видеть, как прошлое и настоящее авиации встречаются в небе, — это как увидеть, как переплетаются нити истории. Это подтверждение того, что мы помним и чтим подвиг тех, кто отдал свои жизни за мир.
После Нормандии эскадрилья продолжила свой путь по Европе, приняв участие в Парижском авиасалоне и торжествах по случаю 70-летия Берлинского воздушного моста. «D-Day Squadron» воссоздали знаменитую «конфетную бомбардировку», когда полковник Гейл Хэлворсен, летчик ВВС США, сбрасывал конфеты берлинским детям во время блокады города в 1948 году.
За семь недель путешествия эскадрилья преодолела более 240 000 километров, посетив 8 стран и 22 аэропорта. Они налетали 1489 часов, совершили 644 вылета с десантированием 800 парашютистов и привлекли внимание миллионов людей по всему миру.
«Миссия выполнена» — фраза, может быть, и банальная, но она точно отражает суть этого невероятного проекта. «D-Day Squadron» не просто восстановили исторические самолеты, они вдохнули в них жизнь, напомнив миру о героизме, самопожертвовании и единстве. И пусть «полет будет нормальным» всегда!
Отправить комментарий
Сообщение формы создания комментариев