Continental против Texas Air: битва за небеса и зарплаты
Битва за Continental Airlines: история о том, как сотрудники боролись за сохранение рабочих мест, пойдя на сокращение зарплат.
В конце прошлого века слияния авиакомпаний были довольно частым явлением. Но история поглощения Continental Airlines корпорацией Texas Air Corporation (TAC) стала настоящим триллером с элементами драмы и даже трагедии. Представьте себе ситуацию, когда экипаж отчаянно пытается удержать самолет в воздухе, а невидимая сила тянет его вниз. Именно так чувствовали себя сотрудники Continental в те годы.
В 1980 году Continental отчиталась об убытках в 20 миллионов долларов, а в 1981-м — уже о 60 миллионах. Виной тому был Акт о дерегулировании авиакомпаний 1978 года, который открыл двери для новых игроков и усилил конкуренцию. Финансовая нестабильность сделала Continental уязвимой для поглощения.
Корпорация Texas Air, владевшая Texas International Airlines (TIA), положила глаз на обширную сеть Continental, охватывающую западную часть США. Поглощение позволило бы TAC конкурировать с крупнейшими авиаперевозчиками.
План был прост: основатель TAC Фрэнк Лоренцо скупает акции Continental по низкой цене. Добившись контрольного пакета, Лоренцо становился хозяином положения.
Но сотрудники Continental решили дать бой и разработали Employee Stock Ownership Plan (ESOP) — план выкупа акций сотрудниками. Цель была благородной — сохранить независимость авиакомпании и предотвратить массовые увольнения, которые неизбежно последовали бы за поглощением.
ESOP не требовал одобрения акционеров и предусматривал выпуск до 15,4 миллиона новых акций, что дало бы сотрудникам 51% акций против 49% у Лоренцо. Драйверами этой идеи стали два пилота Continental — Пол Экель и Чарльз Чиелд III.
Поддержка ESOP была феноменальной. Девять банков предложили кредиты на 185 миллионов долларов для финансирования плана. Более 150 сотрудников Continental провели публичное мероприятие в Houston’s Tranquility Park в мае 1981 года, чтобы привлечь внимание к возможной сделке. Это был настоящий гражданский борт — экипаж и пассажиры объединились против надвигающейся бури.
Однако не все прошло гладко. Калифорнийская корпоративная комиссия заявила, что страхование акций требует одобрения акционеров, которое Texas Air могла легко заблокировать. Два дня спустя банки отозвали свои кредитные обязательства.
9 августа генеральный директор Continental Элвин Фельдман покончил с собой в своем офисе, не выдержав проблем компании и недавней смерти жены. На его место заступил Джордж Уорд, который двумя неделями ранее стал президентом и операционным директором Continental.
Уорд выступал против поглощения TIA, но не верил в успех ESOP без поддержки банков.
В отчаянной попытке Экель, Чиелд и сотни других сотрудников Continental собрали 200 000 долларов для привлечения поддержки от Калифорнийской торговой палаты и других профсоюзов. Их усилия привели к благоприятному голосованию в Ассамблее 14 августа, когда был принят законопроект, отменяющий требование об одобрении акционерами ESOP.
Законопроект также прошел Сенат и достиг стола президента Рейгана к 13 октября. Однако Рейган наложил на него вето, позволив усилиям TIA по поглощению продолжаться.
«На протяжении месяцев этой борьбы за сохранение независимости нашей компании наши действия руководствовались убеждением, подкрепленным фактами, что слияние двух компаний не будет в наилучших интересах Continental, ее акционеров, ее сотрудников и путешествующей публики», — заявил Экель.
В предчувствии враждебного поглощения Лоренцо пилоты, чиновники и не состоящий в профсоюзе персонал Continental согласились на сокращение заработной платы на 10% в рамках плана восстановления экономики.
25 ноября 1981 года Texas Air получила 50,8% акций авиакомпании, сделав Лоренцо мажоритарным владельцем. В 1982 году Continental слилась с TIA, и Лоренцо внедрил в Continental модель «без излишеств».
Однако в 1983 году Лоренцо объявил Continental банкротом, сократив заработную плату сотрудников вдвое.
Эти шаги вызвали массовые увольнения в Continental. В 1983 году Экель основал собственную авиакомпанию Pride Air. Экель собрал почти 20 миллионов долларов от бывших сотрудников Continental и инвесторов для запуска авиакомпании, но она просуществовала всего с 1 августа по 15 ноября 1985 года, прежде чем закончились средства.
Но жертвы, принесенные ради Continental, позже окупились. Авиакомпания вышла из банкротства в 1984 году и, благодаря своей низкозатратной модели, к 1986 году поднялась до третьей по величине авиакомпании. Continental также переняла хабы TIA, сделав Continental единственным авиационным брендом под управлением Лоренцо. Лоренцо управлял Continental до 1990 года, когда его сменил Холлис Харрис.
Эта история напоминает один из самых сложных рейсов, когда столкнулись с сильнейшей турбулентностью. Тогда использовали все свои навыки и опыт, чтобы удержать самолет в воздухе и благополучно доставить пассажиров к месту назначения. Так и в бизнесе — иногда приходится проходить через зоны турбулентности, чтобы выйти на эшелон и продолжить полет.
Отправить комментарий
Сообщение формы создания комментариев