Домодедово: национализация, тарифы вверх и туманное будущее
После перехода под контроль государства тарифы в Домодедово резко взлетели вверх: авиакомпании готовятся к росту издержек, S7 рассматривает переезд, будущее туманно.
Здравствуйте, друзья! С вами «Авиаузел⁸», и сегодня мы разбираем ситуацию, сложившуюся вокруг московского аэропорта Домодедово. Не так давно он был флагманом частной авиации, а теперь… Но обо всём по порядку.
Буквально две недели после перехода Домодедово под управление государства понадобилось авиакомпаниям, чтобы почувствовать изменения. С 1 июля тарифы в аэропорту выросли в среднем на семь процентов. Что это значит для российских авиаперевозчиков? Рост издержек на каждого пассажира, каждую тонну груза и, конечно же, на керосин.
По информации от коллег из «Авиаторшины», тариф за авиационную безопасность увеличился на 7,3% и составляет 440 рублей за тонну максимальной взлетной массы. Пассажирские сборы выросли до 470 рублей на внутренних рейсах и до 525 на международных — примерно на те же семь процентов. Хранение авиационного топлива также подорожало примерно на 10%.
Смена собственника и молчание форума
Смена собственника третьего по величине московского аэропорта осталась незамеченной на Петербургском международном экономическом форуме, главном экономическом событии России. Решение о «смене курса» было принято накануне мероприятия, которое должно демонстрировать инвестиционную привлекательность страны.
На пленарном заседании модератор спросил президента Владимира Путина об этой «передаче». Ответ был уклончивым. Слово «национализация» было отвергнуто.
Домодедово: от скромности к лидерству
Домодедово был самым скромным из московских аэропортов. Шереметьево принимал международные рейсы, Внуково обслуживал правительственные делегации, а Домодедово довольствовался внутренними направлениями. Все изменилось в 90-х. Тогдашний владелец, Дмитрий Каменщик, вместе с Валерием Коганом, вдохнули в него новую жизнь благодаря частным инвестициям и развитию авиакомпаний S7 Airlines и Трансаэро. В 2004 году Домодедово впервые обогнал Шереметьево по пассажиропотоку.
Текущее положение: долги и иски
Сейчас экономическое положение аэропорта оставляет желать лучшего. После пандемии и начала известных событий пассажиропоток упал примерно вдвое. S7 рассматривает возможность переезда в другой аэропорт. Долги аэропорта составляют около 69 миллиардов рублей (около 758 миллионов евро). В январе Генеральная прокуратура подала иск против 32 юридических и физических лиц, которые, по мнению надзорного органа, с 2002 года незаконно передавали контроль над стратегически важным аэропортом иностранным структурам и вывели за границу 18 миллиардов рублей прибыли всего за два года.
Повышение тарифов, по словам администрации аэропорта, — плановая корректировка, подготовленная задолго до смены собственника.
Что дальше?
Вопрос о том, останется ли аэропорт в государственной собственности, остаётся открытым. Возможна новая приватизация. В качестве потенциального покупателя называют Аркадия Ротенберга, давнего соратника президента и совладельца аэропорта Шереметьево. Правда, он сам это отрицает.
Ясно одно: Домодедово теперь принадлежит государству. Будем наблюдать за развитием ситуации.
До новых встреч в «Авиаузле⁸»!