Одному не летать: EASA против однопилотных кабин

EASA приостанавливает проекты однопилотных кабин: агентство считает, что текущие технологии не обеспечивают достаточный уровень безопасности, несмотря на развитие автоматизации.

Взгляд из кабины: EASA ставит под вопрос будущее полетов с одним пилотом. Что ждет авиацию?
Взгляд из кабины: EASA ставит под вопрос будущее полетов с одним пилотом. Что ждет авиацию?

Приветствую, авиаторы и любители неба! Поговорим о последних новостях в области безопасности полетов, а именно — о решении Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) относительно концепции однопилотной кабины.

В последнее время активно обсуждалась идея EMCO — Extended Minimum Crew Operations, или «расширенные операции с минимальным составом экипажа». Суть концепции заключается в том, чтобы на определенных этапах полета с низкой рабочей нагрузкой допускать управление самолетом одним пилотом. Идея, безусловно, революционная. Еще в 2022 году EASA видела в этом «парадигмальный сдвиг», когда пилот превращается из «физического пилота» в «системного менеджера».

Движение в сторону автоматизации авиации — процесс неизбежный. Airbus, например, активно тестирует новые системы помощи пилоту. В 2023 году A350–1000 научился выполнять автоматический прерванный взлет и аварийную посадку, используя данные с камер и навигационной системы. Искусственный интеллект (AI) также развивается. Кажется, что эра «умных» самолетов уже не за горами.

Эквивалентный уровень безопасности не обеспечен

Однако EASA, проведя всесторонний анализ, пришла к выводу, что при текущей конструкции кабины однопилотный режим не обеспечивает «эквивалентный уровень безопасности» по сравнению с двумя пилотами. Проекты EMCO пока отложены.

С этой позицией сложно не согласиться. Автоматика важна, но ни одна система не заменит опыт и интуицию пилота, особенно в нештатных ситуациях. Вспомните рейс Air France 447, когда сочетание отказа датчиков и ошибок пилотирования привело к трагедии. Автопилот — эффективный помощник, но ответственность за принятие решений всегда лежит на командире.

Профсоюзы приветствуют решение

Профсоюзы пилотов, такие как Vereinigung Cockpit, восприняли решение EASA с удовлетворением, справедливо отмечая, что «экономия на безопасности» недопустима. Давление со стороны производителей и авиакомпаний, вероятно, сохранится. EASA не исключает возможности возвращения к этой теме в будущем, с учетом развития технологий мониторинга состояния пилота и предотвращения рисков.

Но пока можно вздохнуть спокойно: в обозримом будущем в кабине гражданского авиалайнера будут по-прежнему находиться два пилота.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,