Эскадрилья памяти над Нормандией: полет через 75 лет

Возвращение эскадрильи «Дакота» в Нормандию спустя 75 лет: как ветераны и восстановленные самолеты почтили память павших десантников над зоной высадки.

«That’s All, Brother» и эскадрилья памяти: возвращение в Нормандию через 75 лет! Узнайте больше в статье.
«That’s All, Brother» и эскадрилья памяти: возвращение в Нормандию через 75 лет! Узнайте больше в статье.

Июнь. Прошло 75 лет с того дня, когда «Большой крестовый поход», как его назвал генерал Эйзенхауэр, изменил ход истории. 6 июня 1944 года, пляжи Нормандии, операция «Overlord». Союзники — американцы, канадцы, британцы — штурмовали 80 километров укрепленного побережья, чтобы вырвать Европу из лап нацизма. В этой операции авиация сыграла ключевую роль.

Ночные прыжки над Нормандией

Перед тем как морской десант пошел на штурм, в ночной мгле над Нормандией появилось около 900 транспортных самолетов C-47, «Дакота» — как их называли британцы. Они шли вслепую, через плотный зенитный огонь, сбросив за линию фронта более 20 тысяч парашютистов и тонны снаряжения. Задача — захват ключевых объектов, перекрытие путей снабжения противника и обеспечение флангов для основного удара. Высадка прошла не без потерь. Почти 13 тысяч американских десантников прыгнули в ту ночь, и более двух с половиной тысяч не дожили до конца Дня «Д». Цена свободы, как всегда, оказалась высока. Всего в тот день союзники потеряли более 10 тысяч человек.

Эскадрилья памяти: возвращение через 75 лет

2019 год. Юбилей. Над Ла-Маншем вновь летят «Дакоты». D-Day Squadron, эскадрилья памяти, состоящая из 15 восстановленных Douglas DC-3 и C-47 Skytrain — военной версии DC-3. Они проделали огромный путь из США в Европу, чтобы почтить память павших и отдать дань уважения немногим еще живым ветеранам. Многие из этих самолетов — ветераны Второй мировой войны, участники операции «Overlord». Этот полет — беспрецедентное событие, которое вряд ли повторится.

Маршрут эскадрильи напоминал сложную навигационную задачу: Оксфорд, Коннектикут — Гус-Бей, Ньюфаундленд — Нарсарсуак, Гренландия — Рейкьявик, Исландия — Прествик, Шотландия — Даксфорд, Англия. «Синяя ель» — так назывался этот исторический воздушный коридор.

Я помню, как в летном училище нам рассказывали об этих маршрутах. О суровых условиях, об арктических циклонах, о важности каждой детали в подготовке к полету. Чек-лист, топливный расчет, прогноз погоды — все должно быть безупречно. Малейшая ошибка могла стоить жизни.

Полет к берегам Нормандии

5 июня 2019 года, Даксфорд. Под пасмурным небом тысячи зрителей приветствовали взлетающие «Дакоты». В строю «Placid Lassie» — флагман эскадрильи. Курс — на юг, во Францию. Пройдя над английскими городами, мимо легендарных белых скал Дувра, эскадрилья взяла курс через Ла-Манш.

До мурашек пробирала атмосфера в небе. Чувствовалось волнение, гордость, почтение к памяти. Более 30 самолетов шли к берегам Нормандии, как и их предшественники 75 лет назад. Мне посчастливилось лететь в Beech 18, в сопровождении «Харвардов» и «Мустангов». Это было похоже на кадры из военной кинохроники.

Я хорошо помню свой первый полет над Ла-Маншем. Рейс из Лондона в Париж. Небо было чистым, как слеза. Внизу — изумрудные поля Англии и лазурные воды пролива. Тогда я еще не осознавал всей глубины истории этих мест. Теперь же, видя эту армаду самолетов, я чувствовал себя частью чего-то большего.

Когда показались берега Нормандии, напряжение достигло пика. Тысячи зрителей приветствовали эскадрилью на улицах и у моста Пегаса. Парашютисты начали выпрыгивать над зоной высадки «K» в Саннервиле. Французы встречали их с цветами, объятиями и словами благодарности.

Истории ветеранов

В те дни я много общался с ветеранами. Их истории врезались в память навсегда. Как 97-летний Том Райс, ветеран 101-й воздушно-десантной дивизии, совершил тандем-прыжок в Нормандии. Или подполковник Дэйв Гамильтон, пилот-разведчик, летевший на «Placid Lassie».

В те дни в Нормандии находились первые лица государств, включая президентов Трампа и Макрона. D-Day Squadron совместно с ВВС США и Франции приняли участие в воздушном параде над американским кладбищем и пляжем Омаха.

Миссия выполнена

«Одной из наших главных целей было почтить память ветеранов,— сказал Морено Агуиари, директор по маркетингу D-Day Squadron. — Мы надеемся, что этот полет стал достойной данью уважения тем, кто сражался и погиб 75 лет назад».

После завершения памятных мероприятий в Нормандии, D-Day Squadron продолжила свой путь по Европе. Парижский авиасалон, 70-летие Берлинского воздушного моста, Венеция — везде их встречали с благодарностью и уважением.

В Берлине эскадрилья воссоздала «конфетный дождь», вместе с полковником Гейлом Хэлворсеном, «конфетным бомбардировщиком», который в 1948 году разбрасывал сладости для берлинских детей.

В Венеции, 96-летняя Ивонн Жирарделло, стюардесса первого коммерческого рейса DC-3 в Италии, вновь поднялась в небо на борту «Spirit of Benovia».

За семь недель, при поддержке спонсоров и волонтеров, D-Day Squadron преодолела более 240 тысяч километров, посетила 8 стран, совершила 1489 летных часов, сбросила 800 парашютистов, побывала в 22 аэропортах, использовала 378 тонн топлива и 2600 литров масла.

Как сказал Агуиари: «Миссия выполнена!». И с ним сложно не согласиться.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,