Galileo: Турбулентность над Европой, миллиардный контракт под вопросом
Суд в Европе вновь рассматривает контракт на Galileo: переход сотрудника к конкурентам ставит под сомнение честность тендера и будущие запуски.
Приветствую, коллеги и любители неба! Сегодня поговорим о деле, которое могло бы стать сюжетом для шпионского триллера, если бы на кону не стояли реальные миллиарды евро. Речь о навигационной системе Galileo, европейском ответе американской GPS. Эта система важна не только для автомобильных навигаторов, но и для безопасности полетов, управления беспилотниками и множества других критически важных приложений.
Итак, Европейский суд (EuGH) фактически отправил дело о контракте на запуск новых спутников Galileo на пересмотр. И это после того, как компания OHB System из Бремена, специализирующаяся на космической технике, проиграла тендер и уже получила отказ в суде первой инстанции. Казалось бы, ситуация стабилизировалась, но нет, впереди — новые зоны турбулентности.
Что случилось?
В 2025 году Еврокомиссия объявила тендер на сумму 1,47 миллиарда евро на создание и запуск новых спутников Galileo. В финальный шорт-лист попали три компании: OHB System, Airbus Defence and Space (ADS) и Thales Alenia Space Italia. Победителями стали ADS и Thales Alenia Space Italia, поскольку предложение OHB оказалось не самым выгодным по цене.
OHB, естественно, не согласилась и подала в суд, но проиграла. Однако в апелляции в Европейском суде бременская компания сумела доказать, что первоначальное решение суда ЕС не учло важный момент — переход ключевого сотрудника OHB в конкурирующую компанию ADS во время проведения тендера.
«Рейс вслепую»: Роль кадровых переходов
Представьте себе: во время подготовки к ответственному рейсу второй пилот переходит в авиакомпанию-конкурента, причем занимает там позицию, напрямую отвечающую за подготовку альтернативного плана полета. Как минимум, это вызывает вопросы.
По информации OHB, их ведущий менеджер, отвечавший за оперативное управление и обладавший критической информацией по проекту Galileo, перешел в ADS на должность, связанную с подготовкой предложения по этому же проекту. В компании заподозрили неладное и сообщили об этом в Еврокомиссию, но это не помогло.
Европейский суд посчитал, что суд первой инстанции недостаточно тщательно изучил этот факт. Судьи подчеркнули, что Еврокомиссия обязана обеспечивать максимально честную конкуренцию на всех этапах тендера. Переход сотрудника мог дать ADS несправедливое преимущество, и это нужно проверить.
Что дальше?
Теперь суду ЕС предстоит снова рассмотреть дело, учитывая новые обстоятельства. Если выяснится, что ADS действительно получила незаконное преимущество, результаты тендера могут быть пересмотрены. Это, конечно, не гарантирует победу OHB, но дает компании шанс вернуться в борьбу.
Личный опыт
В моей летной практике были случаи, когда из-за «человеческого фактора» ситуация развивалась не по плану. Однажды, во время рейса из Токио в Москву, неожиданно отказал один из компьютеров управления. К счастью, у нас был дублирующий «автопилот», но в тот момент я понял, насколько важна каждая деталь и каждый человек в команде. В ситуации с Galileo, похоже, «экипаж» немного перетасовался, и теперь предстоит разобраться, не повлияло ли это на «маршрут».
Вывод
История с Galileo — хороший пример того, как важна прозрачность и честность в крупных проектах. Даже если кажется, что «все идет по чек-листу», всегда нужно быть готовым к неожиданностям и уметь вовремя выходить из зоны турбулентности. Следим за развитием событий! Небо зовет!