Global Airlines: Покорит небо или потерпит крушение?
Первые рейсы выявили недостатки сервиса Global Airlines, однако компания оперативно реагирует на критику, обещая учесть ошибки и удивить пассажиров улучшенным опытом.
В мае 2025 года авиационный мир был взбудоражен: Airbus A380 (9H-GLOBL) авиакомпании Global Airlines совершил свой первый трансатлантический рейс с пассажирами на борту.
Фотографы выстроились вдоль взлётной полосы, чтобы запечатлеть исторический момент, а YouTube-блогеры, такие как Ноэль Филлипс и Джош Кэхилл, поспешили поделиться своими критическими отзывами о первом полёте. Дебют стартапа вызвал всеобщее внимание, скептицизм и жаркие дискуссии. Многие задавались вопросом, сможет ли это амбициозное предприятие вообще подняться в воздух. Но месяц назад Global доказала скептикам, что они ошибаются — по крайней мере, пока.
Что же на самом деле происходит за кулисами Global Airlines?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили недавнее заявление основателя и генерального директора Global, Джеймса Эсквита, и ознакомились с отзывами пассажиров первого рейса, включая Кэхилла и Филлипса. Но прежде чем углубиться в детали, давайте посмотрим, как Global Airlines появилась на авиационной сцене.
Мечта набирает высоту
15 мая 2025 года Global Airlines бросила вызов скептикам, запустив свой первый — и широко разрекламированный — пассажирский рейс на борту Airbus A380–800 из аэропорта Глазго (GLA) в Международный аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке (JFK).
Рейс, выполнявшийся под номером HFM380 (где «HFM» — это отсылка к Hi Fly Malta), стал важным моментом для молодой авиакомпании.
Вернуть к жизни почти 13-летний A380 — задача не из лёгких. Эсквит называет это «монументальным достижением», и он прав: восстановить A380 из «пустынного хранения», переоборудовать его салон, пройти нормативные процедуры и скоординировать работу экипажа и службы кейтеринга — это героический труд для стартапа.
На борту первого рейса находилось всего 95 пассажиров, что намного меньше вместимости A380, рассчитанной на 500+ мест. Критики поспешили указать на низкую загрузку как на признак слабого спроса, но Эсквит парировал эту критику.
«Мы хотели протестировать наш сервис и продукты и сосредоточиться на наших премиальных классах обслуживания»,— объяснил он в сообщении в социальных сетях, комментируя спекуляции. «Если бы у нас было больше пассажиров, мы бы не смогли протестировать все элементы, которые хотели проверить».
Он также отметил, что авиакомпания не продвигала этот рейс среди широкой публики.
«Мы не занимались маркетингом, а просто обратились к нашему сообществу в сети и в широких авиационных кругах»,— добавил Эсквит.
По его словам, полёт «удался по всем фронтам».
Видение Эсквита: Золотой век с современным подходом
Когда Джеймс Эсквит основал Global Airlines в 2021 году, его миссия была ясна: вернуть элегантность и восторг Золотого века авиации, но с современным подходом.
В основе этого видения лежит Airbus A380. Хотя он и является самолётом с большим расходом топлива по сравнению с более современными двухдвигательными моделями, A380 остаётся фаворитом среди любителей авиации, известным своим плавным, тихим и просторным полётом. Стратегия Эсквита сосредоточена на приобретении списанных A380 по сниженным ценам, их внутренней и внешней модернизации и использовании на маршрутах с высоким спросом, начиная с трансатлантических перевозок между Великобританией и США.
Global полностью владеет своим флагманским самолётом (9H-GLOBL), но сотрудничает с мальтийским оператором мокрого лизинга Hi Fly Malta для решения операционных вопросов. Бронирование осуществляется через Travelopedia, британское туристическое агентство.
Хотя от ранних концепций, таких как пятиклассный салон (включая необычный класс «геймер»), отказались, авиакомпания по-прежнему стремится к премиальному сервису, уделяя особое внимание First, Business и фирменным салонам Global Traveller.
Конечная цель? Стать полноценной регулярной авиакомпанией. Но, как говорит сам Эсквит: «На этом пути ещё предстоит решить много задач».
Global Airlines пообещала больше, чем выполнила? Зависит от того, кого вы спросите.
Хотя пассажиры дебютного рейса Global (HFM380) оценили тишину и просторный салон A380, многие остались разочарованы общим впечатлением.
Авиационный YouTube-блогер Джош Кэхилл, одним из первых поднявшийся на борт 9H-GLOBL, не стал сдерживаться. В видео под названием «Global Airlines STRANGE First Flight and it was VERY BAD» Кэхилл назвал его «одним из самых хаотичных рейсов, на которых я когда-либо был». Он сослался на путаницу при регистрации, неравномерное обслуживание и заметную недоработку в премиальных салонах, которые Global так активно рекламировала.
«Не очень хорошо обещать больше, чем можешь дать»,— сказал он. «Вы обещали нам новый мир, новый уровень путешествий — а этого не произошло. Это было очень далеко от этого».
Кэхилл раскритиковал всё, начиная с кейтеринга (назвав его «некачественным» и небрежно оформленным) и заканчивая неподготовленным экипажем, которому, по-видимому, было трудно справиться с логистикой работы на таком большом самолёте. Он также поставил под сомнение низкую загрузку, предположив, что она отражает ограниченный спрос, а не стратегический мягкий запуск.
Его видео быстро набрало более полумиллиона просмотров и вызвало отклик в сети: многие зрители выразили своё разочарование. Сложилось впечатление, что у Global Airlines есть амбиции, но она ещё не готова к высшей лиге.
Аналогично, Ноэль Филлипс пожелал Global Airlines успехов, однако в своём обзоре выразил опасения по поводу авиаперевозчика.
«Я искренне хочу, чтобы они преуспели»,— сказал Филлипс, приземлившись в JFK. «Но после сегодняшнего дня становится ясно, что до настоящего взлёта им предстоит ещё долгий путь».
Однако не все отзывы были негативными.
Через шесть дней, на рейсе Global из Манчестера (MAN) в JFK, тревел-блогер Джеймс Уоррен-Оливер предложил более оптимистичный взгляд на ситуацию.
«Это был не просто очередной рейс»,— сказал он. «Это было начало мечты, которая вынашивалась годами. Джеймс [Эсквит] запустил не просто авиакомпанию; он запустил идею — веру в то, что полёты могут быть более радостными, более значимыми. В мире авиационного единообразия он спросил: „Почему это не может получиться?“»
А Саймон Колдер, корреспондент по вопросам путешествий из The Independent, пошёл ещё дальше, назвав первый рейс «самой комфортной и весёлой трансатлантической поездкой, которую я когда-либо совершал». Он написал: «Это было не возвращение в Золотой век путешествий — это было намного лучше».
Тем не менее негатив в сети — справедливый или нет — явно задел Эсквита. Отзывы влиятельных лиц с большой аудиторией быстро сформировали общественное мнение. Позже Эсквит прокомментировал, что «негатив заглушает всё хорошее в сети», намекая на разочарование тем, что его видение было затмео ошибками, допущенными на старте.
Разрушители мифов: ответ Global Airlines
После критики и спекуляций в сети Джеймс Эсквит опубликовал в социальных сетях пост, который был в равной степени и праздником, и ответом на критику.
«После первых пассажирских рейсов было много шума»,— написал он, поблагодарив сторонников и раскритиковав то, что он назвал «огромными спекуляциями, которые повторялись как факт».
Хотя он признал ажиотаж, который вызвал Global, Эсквит призвал своих подписчиков «сделать глубокий вдох», прежде чем делать поспешные выводы.
«Не верьте всему, что видите, слышите и читаете»,— предупредил он. «Проверяйте информацию, прежде чем „разгонять“ выдумки». Он добавил, что, хотя внимание приветствуется («нет ничего хуже, чем когда о тебе не говорят»), он предпочёл бы, чтобы разговор основывался на фактах, а не на слухах.
Чтобы противостоять дезинформации, Global объявила о планах по созданию серии «Разрушители мифов», направленной на обеспечение большей прозрачности.
«Мы всегда от души смеёмся в штаб-квартире Global, когда публикуется очередная „страшилка“»,— пошутил Эсквит.
Но он ясно дал понять, что основное внимание по-прежнему уделяется реальной работе: «Мы предпочли бы направить нашу энергию на достижение наших целей».
Затем он напрямую обратился к некоторым из самых распространённых слухов:
- Слухи об ACMI: «Мы не планируем менять стратегию и становиться оператором ACMI. ACMI всегда был частью наших обсуждений с Hi Fly, но в нашем направлении движения ничего не изменилось».
- Спекуляции о финансировании: «Мы ведём переговоры с различными организациями… Воспринимайте всё, что читаете, со щепоткой соли, особенно если нет официальной цитаты от Global».
- Количество пассажиров: Низкая загрузка была преднамеренной, что позволило Global «преуспеть по всем фронтам» в тестировании своих премиальных предложений.
Короче говоря, Global не собирается отступать перед критикой, но хочет, чтобы информация была точной.
Первая ошибка: критики, контекст и коррекция курса
Эсквит признаёт неудачный старт: «Наш первый полёт был немного сложным… Мы надеялись на лучшее, но всё пошло не совсем так, как хотелось бы».
Но он также предлагает важный контекст. Для стартапа запуск трансатлантического рейса на восстановленном Airbus A380 — задача не из лёгких. Самолёту потребовались обширное техническое обслуживание, капитальный ремонт салона, получение разрешений регулирующих органов и полностью скоординированная работа экипажа, и всё это на виду у общественности.
«Мы приносим извинения всем нашим пассажирам, которым не очень понравилось»,— говорит он, но отмечает: «Многим очень понравилось, и отзывы были невероятными».
К счастью, ошибки не стали тенденцией. Рейсы два, три и четыре показали, как говорит Эсквит, «улучшение на 1 000 000%», при этом рецензенты высоко оценили обновления и более плавную работу.
«Жаль, что некоторые из тех, кто громче всех кричал во время первого рейса, не присоединились к нам во втором»,— добавляет он, благодаря тех, кто задокументировал прогресс. Global планирует поделиться более позитивными отзывами пассажиров в сети, чтобы «немного уравновесить ситуацию».
А что касается скептиков? У Эсквита есть простое приглашение: «Единственный способ по-настоящему узнать нас — это купить билет и тогда решить раз и навсегда».
Хотя онлайн-отзывы выявили реальные проблемы, быстрая реакция Global предполагает, что они слушают, учатся и быстро вносят изменения.
Маршрут Global Airlines далёк от определённости
Не стоит скрывать факты: Global Airlines предстоит серьёзная работа. Трансатлантический рынок — это поле жёсткой конкуренции, где доминируют экономичные двухдвигательные самолёты, такие как Boeing 787. В отличие от них, A380 — это ставка с высокими рисками: большой, дорогой в эксплуатации и созданный для больших объёмов. Без регулярных рейсов, запланированных после Глазго и Манчестера, растут сомнения в том, сможет ли Global масштабировать или поддерживать свою деятельность.
Онлайн-отзывы, особенно после первого рейса, бросили тень на готовность авиакомпании. А без регулярного обслуживания для создания импульса ажиотаж рискует угаснуть.
И все же в истории Global есть что-то знакомое. Это напоминает нам о прошлых мечтателях, таких как Фредди Лакер и Ричард Брэнсон — предпринимателях, которые шли против течения со своим видением, напором и отказом играть по старым правилам.
Поддерживаемая инвесторами и ориентированная на премиальных путешественников, Global не пытается быть всем для всех. Есть явное стремление охватить нишу: путешественников, которые ценят комфорт, ностальгию и магию A380.
За кулисами продолжаются переговоры с финансистами и партнёрами по техническому обслуживанию, намекающие на то, что может формироваться нечто большее, даже если детали остаются в секрете.
Если Global сможет продолжить совершенствовать свой продукт, заполняя больше мест и обеспечивая неизменно высокий уровень обслуживания, непреходящая привлекательность A380, с его пространством, тишиной и чувством величия, вполне может завоевать лояльную аудиторию (пока цены на топливо остаются разумными).
Окупится ли сверхкрупная авантюра Global Airlines?
Global Airlines — это стартап с большими мечтами и реальными проблемами. Дебют их A380 стал важной вехой, но резкая критика пассажиров выявила проблемы первого полёта, который не оправдал ожиданий. В конце концов, запуск новой авиакомпании — это масштабное предприятие, особенно если она летает на самом большом пассажирском самолёте в мире.
Тем не менее улучшенные отзывы о последующих рейсах и стремление Global улучшить обслуживание своих клиентов показывают, что они слушают и готовы устранять свои недостатки.
Открытое приглашение Эсквита «прийти и испытать всё на себе» — это призыв к любопытным путешественникам дать Global шанс.
Но когда будет этот шанс? Будет ли ещё один шанс? На момент написания этой статьи мы просто не знаем.
Станет ли Global регулярной авиакомпанией или останется нишевым игроком? Время покажет. Пока что они пишут историю, за которой стоит следить.
Мы желаем им всего наилучшего.
Для тех из нас, кто живёт и дышит авиацией, подобные стартапы — это то, что поддерживает интерес к отрасли. В конце концов, смелые ставки, такие как ставка Global, заставляют следить за небом, даже если взлёт немного неровный.