GNSS под ударом: Европа борется за безопасное небо

В EASA и IATA бьют тревогу из-за участившихся сбоев GNSS: решение проблемы требует глобальной координации и разработки «антивируса» для авиационной навигации.

Эмблема IATA на фоне тревожных новостей о сбоях GNSS. Что угрожает «автопилоту» авиации и как Европа решает проблему?
Эмблема IATA на фоне тревожных новостей о сбоях GNSS. Что угрожает «автопилоту» авиации и как Европа решает проблему?

Приветствуем, коллеги и любители неба! С вами «Авиаузел⁸», и сегодня у нас на повестке дня не просто новости, а реальная турбулентность в сфере навигации. EASA (Европейское агентство авиационной безопасности) и IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) забили тревогу: количество сбоев в работе глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS) растет. И, что самое неприятное, эта проблема ощущается все сильнее, особенно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

Что такое GNSS?

Давайте разберемся, что такое GNSS. Это, по сути, «автопилот» для навигации в XXI веке. GPS, Galileo, ГЛОНАСС — это все примеры GNSS. Они позволяют пилотам точно определять местоположение самолета, прокладывать маршруты и выполнять посадку, даже когда видимость оставляет желать лучшего. Представьте себе, что вы пытаетесь припарковаться в незнакомом городе, а кто-то постоянно глушит ваш GPS — вот примерно то же самое происходит, только в небе и на гораздо более серьезных скоростях.

Причины сбоев бывают разные: от обычных помех до преднамеренного «джамминга» (подавления сигнала) и «спуфинга» (подмены сигнала). В первом случае, это как радиопомехи на старом приемнике, а во втором — как если бы вам подсунули фальшивую карту. И если раньше это казалось проблемой где-то далеко, то теперь ситуация накаляется.

План действий EASA и IATA

Чтобы «выйти из зоны турбулентности», EASA и IATA разработали совместный план действий:

  1. Улучшенная система отслеживания и оповещения. Здесь все просто: нужно научиться быстрее замечать «отклонения от курса» и сообщать о них. Как говорится, предупрежден — значит, вооружен.
  2. Профилактика и контрмеры. Это уже более сложная задача. Речь идет о разработке технологий и процедур, которые помогут защитить GNSS от помех и подмены. Представьте себе антивирус для авиационной навигации.
  3. Оптимизация инфраструктуры и управления воздушным пространством. Важно, чтобы даже в условиях сбоев, диспетчеры могли оперативно перенаправлять самолеты и обеспечивать безопасное движение. Это как переходить на ручное управление, когда «автопилот» барахлит.
  4. Усиление координации между гражданскими и военными структурами. В условиях геополитической напряженности это особенно важно. Необходимо, чтобы все заинтересованные стороны работали как единый экипаж.

Мнения экспертов и статистика

Как отметил директор по лётной эксплуатации EASA, Йеспер Расмуссен, дело уже не просто в сдерживании, а в построении устойчивости. И это справедливо, ведь по данным IATA, количество сбоев GNSS утроилось с 2021 по 2024 год. Устойчивость — это как раз тот самый «запас прочности», который позволяет нам продолжать полет даже в самых сложных условиях.

Ник Карин, представитель IATA по безопасности, справедливо подчеркнул необходимость глобальных стандартов под эгидой ICAO (Международная организация гражданской авиации). В авиации мелочей не бывает, и если где-то в одной стране система навигации «глючит», это может повлиять на безопасность полетов во всем мире.

Итак, коллеги, «эшелон набран», курс определен. Предстоит большая работа, чтобы обеспечить безопасное небо для всех нас. Будем следить за развитием событий и держать вас в курсе. До новых встреч в «Авиаузле⁸»! Помните: безопасность полетов — это всегда приоритет номер один.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,