Искусственный интеллект в небе: кто пилотирует будущее?
искусственный интеллект в военной авиации: как дроны под управлением ИИ становятся ведомыми пилотируемых истребителей, повышая безопасность и эффективность боевых операций.
Пристегните ремни: мы поднимаемся в эшелон, где высокие технологии встречаются с вечными вопросами пилотирования. Речь об искусственном интеллекте (ИИ) в военной авиации. Кажется, мы стоим на пороге эры, когда железные птицы будут летать не просто на автопилоте, а под управлением самообучающихся систем, превосходящих по скорости реакции и точности даже самых опытных пилотов.
Недавно в США завершился этап испытаний, где ВВС США (USAF) «спарринговали» пилотируемый истребитель F-16 с модифицированным самолетом X-62A VISTA, чьи маневры контролировал ИИ. Представьте себе «собачью свалку» в небе, где вместо человека за штурвалом — сложнейший алгоритм, молниеносно анализирующий ситуацию и принимающий решения. Дистанция сближения доходила до 600 метров при скорости около 2000 км/ч. В кабине F-16, управляемого ИИ, находился пилот, но, по имеющимся данным, вмешиваться в управление не потребовалось.
Безопасность прежде всего
В «Авиаузле» всегда обращают внимание на детали, и в этом случае важен сам факт: машина, управляемая ИИ, способна безопасно оперировать в сложной боевой обстановке. Система не только обеспечивает выполнение маневров, но и исключает ошибки, связанные с человеческим фактором, например, непреднамеренный запуск ракет в запрещенной зоне. ИИ исключает подобные сюрпризы.
История с X-62A началась не вчера. В 2020 году DARPA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов) провело виртуальные соревнования, в которых соревновались различные системы ИИ. Победителем вышла компания Heron Systems, штат которой насчитывал всего 30 человек, обошедшая гиганта Lockheed Martin. Затем их система победила и пилота F-16, выпускника элитной школы вооружений.
Collaborative Combat Aircraft: будущее военной авиации
ВВС США всерьез рассматривают концепцию «коллаборативной боевой авиации» (Collaborative Combat Aircraft, CCA). В будущем пилотируемые истребители, такие как NGAD (Next Generation Air Dominance), будут действовать в связке с целым роем беспилотных аппаратов, управляемых ИИ. Эти дроны смогут нести вооружение, выполнять разведывательные задачи, обеспечивать радиоэлектронную борьбу и защищать своего пилотируемого «старшего брата».
Как сказал Брэндон Ценг (Brandon Tseng) из Shield AI: «У вас всегда будет лучший ИИ-пилот на борту в любой момент времени. Мы выигрываем 99,9% столкновений с нашим ИИ-пилотом истребителя, и это худшее, что когда-либо будет, что является сверхчеловеческим».
Зона турбулентности: вопросы этики и безопасности
Цифры впечатляют, но не стоит забывать о «зоне турбулентности». Вопросы этики, безопасности и контроля остаются открытыми. Кто будет нести ответственность, если ИИ допустит ошибку? Как обеспечить защиту от взлома и несанкционированного доступа? Как не допустить, чтобы «автопилот» принял решение, противоречащее человеческим ценностям?
Авиация, как и весь мир, стремительно меняется. Искусственный интеллект уже не просто модное слово, а реальность, с которой нам предстоит работать. Вопрос лишь в том, как мы настроим этот «автопилот», чтобы он служил нам, а не наоборот.