Кишиневский рейс-призрак: летающая история Czech Airlines

Кишиневский рейс самолета Czech Airlines: почему борт со столетней историей летает под молдавским флагом, не сменив ливрею и кто им управляет.

Кишиневский «призрак»: Czech Airlines, которой нет, летает? Узнайте, кто стоит за рейсами!
Кишиневский «призрак»: Czech Airlines, которой нет, летает? Узнайте, кто стоит за рейсами!

Недавно в главном аэропорту Молдовы мои коллеги-авиалюбители зафиксировали интересный факт: на перроне стоит Airbus A320 в ливрее, посвященной 100-летию Czech Airlines. Красивая юбилейная раскраска… Вот только Czech Airlines как авиакомпании фактически больше не существует. И этот борт с чешской регистрацией OK-HEU регулярно выполняет рейсы из Кишинева. Как говорится, пристегните ремни, разбираемся!

Czech Airlines: взлет и падение

Для тех, кто недавно в авиации, короткая историческая справка. Czech Airlines (ČSA) — некогда гордость Чехии, одна из старейших авиакомпаний Европы, основанная ещё в далеком 1923 году. Я лично помню, как в студенческие годы завидовал пилотам ČSA — престижная работа, отличный флот, полеты по всему миру. Но, к сожалению, как это часто бывает, ветер переменился. Финансовые проблемы, реструктуризация… В итоге авиаперевозчик сократил маршрутную сеть до минимума, а в 2024 году прекратил собственные полеты. Компания числится на бумаге, а в небе её след простыл.

Поэтому, повторюсь, видеть Airbus A320 OK-HEU в классической ливрее ČSA в Кишиневе — это как встретить призрак. Задача для опытного авиационного детектива.

Схема полета: кто пилотирует «призрака»?

Здесь начинается самое интересное — так называемый «мокрый лизинг». Знаете, как говорят в авиации: «дьявол кроется в деталях». В данном случае — в сложных схемах аренды самолетов, которые стали обыденностью в современной авиации.

Этот Airbus A320 OK-HEU фактически принадлежит компании Smartwings. Это чешский чартерный перевозчик, специализирующийся на доставке туристов к морю и обратно. Smartwings получила контроль над ČSA еще в 2018 году, а затем постепенно вывела авиакомпанию из игры, прибрав к рукам оставшиеся самолеты.

Теперь самое главное: Smartwings сдает этот борт в аренду молдавскому лоукостеру FlyOne. FlyOne — компания амбициозная, активно расширяется, но собственный флот у них невелик. Поэтому они и прибегают к «мокрому лизингу» — арендуют самолеты вместе с экипажем, техобслуживанием и страховкой. Получается, что самолет в ливрее Czech Airlines, выполняющий рейсы из Кишинева, фактически принадлежит Smartwings, но работает по заказу FlyOne. Вот такой сложный авиационный пирог.

Вопрос ребром: почему не перекрасили?

Справедливый вопрос! Обычно при аренде самолетов ливрею перекрашивают или хотя бы частично брендируют логотипами нового оператора. Это необходимо для ясности, маркетинга и узнаваемости.

Но тут вступает в игру экономика. Перекраска самолета — дело затратное и требует времени. А в условиях жесткой конкуренции, особенно у лоукостеров, стараются экономить на всем. В данном случае Smartwings, видимо, решил оставить напоминание о Czech Airlines на фюзеляже. Это дань уважения истории, тем более что ČSA — одна из немногих авиакомпаний, основанных более 100 лет назад. Хотя, возможно, просто пожалели денег.

Современные авиапутешествия: готовьтесь к сюрпризам

История с самолетом A320 OK-HEU могла вызвать у пассажиров самые разные вопросы: «Неужели Czech Airlines вернулась?», «Это код-шер?», «Я что, попал в прошлое?». Ответ, как вы теперь знаете, гораздо прозаичнее — обычная аренда. Но этот случай ярко иллюстрирует, насколько глобальной и многослойной стала авиационная отрасль. Сегодня чешский самолет в ливрее фактически мертвого бренда, управляемый одной авиакомпанией и арендованный другой, перевозит пассажиров в Восточной Европе под чужим именем. Так что будьте бдительны!

Мораль проста: в следующий раз, когда увидите знакомый логотип на фюзеляже, не спешите радоваться. Возможно, за красивой картинкой скрывается совсем другая история. Авиация, друзья мои, это как рейс вслепую — никогда не знаешь, что ждет за облаками. Поэтому всегда пристегивайте ремни и следите за новостями!

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,