«Коломбина II»: от свалки до триумфального возвращения легенды
Первый «Air Force One», чуть не ставший удобрением для полей: захватывающая история спасения «Коломбины II» и ее возвращения в строй с помощью внучки Эйзенхауэра.
Представьте себе: первый самолет, официально носивший гордое имя «Air Force One», самолет, на борту которого летал сам Дуайт Эйзенхауэр, чуть не отправили в утиль за смешные деньги. Звучит как сюжет для голливудского блокбастера, но это — реальная история «Коломбины II», Lockheed Constellation VC-121A с серийным номером 48–610. Сегодня мы расскажем о том, как эта легенда едва не ушла в небытие, и как ее спасли от забвения.
Недолгая карьера «борта номер один»
После сравнительно недолгой «карьеры» в качестве «борта номер один», «Коломбина II» оказалась не у дел. Эйзенхауэр, стремясь к лучшему, вскоре пересел на более современную модель — VC-121E, получившую имя «Коломбина III». Наша героиня же еще какое-то время возила вице-президента Никсона и даже королеву Елизавету II. Но время не щадит никого, и в 1968 году самолет отправили на хранение на авиабазу Дэвис-Монтан в Аризоне.
«Приколхозили» шасси: начало конца?
И тут начинается самое интересное. Вместо того чтобы должным образом обслуживать исторический борт, кто-то установил на него шасси от Super Constellation. Представляете, «Боинг» с крылом от «Аэрбаса»? Примерно то же самое. Планировали использовать самолет в качестве сельскохозяйственного опылителя, но из-за этой «самодеятельности» он оказался непригоден ни для чего.
В 1970 году «Коломбину II» выставили на аукцион в составе лота из пяти VC-121A. Самое обидное, что никто даже не удосужился сообщить потенциальным покупателям, что в этой «пятерке» спрятан настоящий клад — первый «Air Force One»! Как результат — максимальная ставка составила всего 35 000 долларов, или 7 000 долларов за самолет. Для сравнения, сегодня за такие деньги можно купить разве что подержанный «кукурузник». А ведь, с учетом инфляции, это сегодня примерно 290 тысяч долларов.
Победителем аукциона стал Мел Кристлер, бывший пилот Второй мировой, инструктор и бизнесмен из Вайоминга. У него был план: превратить самолеты в сельскохозяйственные распылители. Четыре «Констеллейшн» пошли в дело, но с «Коломбиной II», как мы помним, возникли проблемы с шасси. В итоге самолет просто стал «донором» запчастей для остальных и вот-вот должен был отправиться в утиль.
Спасительный звонок
Но тут, в 1980 году, раздался тот самый звонок, который изменил всё. Сотрудник Смитсоновского института сообщил Кристлеру, что в его руках — та самая «Коломбина II», первый «Air Force One»! Кристлер, конечно, был в шоке. Как вспоминал его сын Локи, «Как можно пустить под пресс президентский самолет? Люди бы этого не поняли».
Найти покупателя на самолет в таком состоянии оказалось непросто. Но нашелся человек по имени Гарри Оливер, который убедил Кристлера не сдаваться. Вместе они вложили 150 тысяч долларов в восстановление легенды.
И к 1990 году «Коломбина II» снова поднялась в небо, чтобы принять участие в праздновании 100-летия со дня рождения Эйзенхауэра в Абилине, штат Канзас.
Новая жизнь легенды
После этого самолет несколько раз сдавался в аренду, пока в 2015 году его не выкупила компания Dynamic Aviation, основанная Карлом Стольцфусом. Сегодня «Коломбина II» проходит полную реставрацию, чтобы вернуться в строй в состоянии «как новая», или даже лучше. Планируется воссоздать интерьер 50-х годов, как в те времена, когда на борту летал сам Эйзенхауэр. Внучка президента, Мэри Джин Эйзенхауэр, активно помогает в проекте, предоставляя фотографии и воспоминания.
История «Коломбины II» — это не просто история самолета. Это история о том, как важно помнить свою историю, и о том, что даже у самой, казалось бы, безнадежной ситуации всегда есть шанс на взлет.