Ле Бурже 2023: Авиасалон вошел в зону турбулентности

Ле Бурже 2023: заказы есть, но омрачает ситуацию катастрофа с Dreamliner от Boeing, что ставит под вопрос выполнение будущих контрактов.

Ле-Бурже 2023: затишье перед бурей? Новые лайнеры и старые проблемы авиаиндустрии на фото. Подробности — в статье!
Ле-Бурже 2023: затишье перед бурей? Новые лайнеры и старые проблемы авиаиндустрии на фото. Подробности — в статье!

Приветствую, коллеги и любители неба! С вами «Авиаузел⁸», и сегодня мы поговорим о событиях, развернувшихся на прошедшем авиасалоне в Ле Бурже. Мероприятие, безусловно, знаковое, но, кажется, в этот раз мы вошли в зону некоторой турбулентности. Застегните ремни, попытаемся разобраться.

Итак, обычно Ле Бурже — это настоящий «аэродром заказов», где Airbus и Boeing соревнуются в количестве подписанных контрактов. Однако в этот раз, как говорят пилоты, «видимость ограничена». Airbus, конечно, удержал эшелон, собрав заказы и предварительные соглашения на 250 машин. Но часть из них, как говорится, уже была в плане полета, просто официально оформили.

А вот у Boeing, похоже, случился отказ двигателя. Буквально за несколько дней до начала салона произошла катастрофа с их 787 Dreamliner в Индии. Как вы понимаете, после такого инцидента атмосфера вокруг компании накалилась. Понимаю, что «человеческий фактор» и «роковое стечение обстоятельств» никто не отменял, но, как показывает практика, репутация — это как глиссада: одно неверное движение, и ты уже уходишь на второй круг.

Крупные сделки гражданского сектора

Среди крупных сделок в гражданском секторе стоит отметить твёрдый заказ от новой саудовской авиакомпании на 25 Airbus A350–1000. Это сейчас самый большой пассажирский самолёт в линейке Airbus после завершения производства A380. Кроме того, саудовский авиационный финансист Avilease заказал 10 грузовых A350 и 30 узкофюзеляжных A320neo. Vietjet из Вьетнама подписал предварительное соглашение на 100 узкофюзеляжных самолётов A321neo.

В сегменте небольших машин Airbus выиграл в Польше: LOT заказала 40 экземпляров A220, который конкурирует с E2-джетами Embraer. По слухам, ещё одна крупная сделка в этом сегменте «висит в воздухе» — Malaysian AirAsia вроде как выбирает между этими двумя моделями для заказа примерно на 100 машин.

Вспоминая свой опыт, когда я ещё был пилотом 737 и должен был перегнать новенький самолёт из Сиэтла в Европу, перед приёмкой на заводе Boeing я чуть ли не с лупой осматривал каждую заклёпку, каждое соединение. После таких трагедий, как с Dreamliner, начинаешь ещё внимательнее относиться к каждой детали.

Сравнение с предыдущими авиасалонами

Но вернёмся к Ле Бурже. Если сравнивать с предыдущими авиасалонами, то в этот раз производители, мягко говоря, не показали рекордов. Два года назад они вместе «наторговали» почти на 1000 пассажирских самолётов! Но тут нужно учитывать несколько факторов.

Во-первых, дефицит комплектующих и сырья. Это сейчас «головная боль» всей индустрии. Запчастей не хватает, и это, конечно, сдерживает рост производства. Во-вторых, несмотря на все проблемы, Airbus и Boeing прогнозируют огромный спрос на самолёты в ближайшие два десятилетия. Они считают, что всё больше людей в мире смогут позволить себе авиаперелёты.

По их оценкам, к 2044 году понадобится более 43 000 новых пассажирских и грузовых самолётов. Мировой парк воздушных судов должен увеличиться примерно до 49 000 машин. Амбициозные планы, конечно. Но как их реализовать, если сейчас с поставками такие перебои?

Проблемы Boeing и внимание к военной технике

Ситуация с Boeing, конечно, особенно сложная. После катастрофы с 737 Max (помните, когда эти машины долгое время не могли летать) у них начались серьёзные проблемы. А теперь ещё и эта авария с Dreamliner… Сейчас компания находится под усиленным контролем FAA и не может наращивать производство 737 Max. Всё это привело к шести годам убытков подряд. Выйти из такой зоны турбулентности будет непросто.

И ещё один важный момент, который нельзя обойти стороной: на этот раз в Ле Бурже большое внимание уделялось военной технике. Из-за ситуации на Украине многие страны Европы начали активно перевооружаться. Португалия, например, решила купить ещё шесть военно-транспортных самолётов Embraer KC-390 и рассматривает возможность приобретения ещё десяти.

Airbus предлагает свой военно-транспортный самолёт A400M, но заказов на него становится всё меньше. Кроме того, компания надеется на новые заказы на истребитель Eurofighter, который она разрабатывает совместно с BAE Systems и Leonardo. Но тут возникают разногласия по поводу европейской системы воздушного боя FCAS: Airbus и Dassault Aviation не могут договориться о том, кто будет руководить этим проектом.

В общем, Ле Бурже в этом году получился каким-то неоднозначным. Вроде бы и контракты есть, и перспективы светлые, но с другой стороны — кризисы, проблемы, дефицит… Будем надеяться, что авиационная индустрия сможет справиться со всеми вызовами и продолжит радовать нас новыми технологиями и безопасными полетами. А пока — до новых встреч в эфире, и мягкой посадки!

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,