Liberty Lifter: Возрождение «Каспийского монстра» с учетом ошибок
Liberty Lifter: сможет ли проект DARPA учесть печальный опыт советского «монстра», взлетая над бушующим морем?
Приветствую, любители авиации! Сегодня мы поговорим о проекте, который одновременно смотрит в прошлое и устремлён в будущее, — разработке аппарата, использующего экранный эффект, под названием Liberty Lifter. DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США, всерьёз взялось за создание этой «летающей лодки» нового поколения.
Суть проекта проста и амбициозна: создать машину, способную перевозить тяжёлые грузы масштаба корабля со скоростью самолёта. Представьте себе: никакой взлётной полосы, никаких портовых доков — только водная гладь и готовность к спасательным операциям, логистике и помощи при катастрофах. Изначально DARPA заключила контракты с General Atomics и Aurora Flight Sciences, но в итоге выбор пал на Aurora, входящую в состав Boeing. Их проект обещает полёты в режиме экранного эффекта, внушительную грузоподъёмность и независимость от традиционной инфраструктуры.
Проект Aurora впечатляет. Размах крыльев в 213 футов (около 65 метров) и способность нести 50 000 фунтов (около 22 тонн) груза. По размерам Liberty Lifter будет сопоставим с Boeing C-17 Globemaster III, этаким «рабочим конём» военно-транспортной авиации. Концепция предусматривает монокорпус, высоко расположенное крыло и восемь турбовинтовых двигателей. Заявлена способность садиться при волнении моря до 5 футов (1,5 метра) и лететь над волнами высотой до 8 футов (2,4 метра). Первая ревизия проекта запланирована на первый квартал 2026 финансового года, а первый полёт — на 2029 год.
Конечно, идея не нова. Вспомним советский экраноплан — он же «Каспийский монстр». В 1966 году в СССР задумались о создании машин, которые могли бы угрожать натовским подлодкам и авианосцам. Планировалось построить гибрид лодки и самолёта длиной 340 футов (около 104 метров). Первый экраноплан был тогда самым большим самолётом в мире. Его скорость, по разным данным, достигала 500–740 км/ч, а высота полёта над водой — от 2 до 6 метров. На его борту даже разместили шесть пусковых установок для ядерных ракет.
Но, увы, амбициозный проект не оправдал надежд. Экранопланы так и не достигли поставленных целей. Плохая погода и высокие волны не позволяли им безопасно эксплуатироваться. Последний экземпляр затонул в Каспийском море в 1980 году. В этом и кроется главная проблема. В авиации, как и в жизни, важны не только желания, но и суровая реальность. Теоретически лететь над самой водой — это здорово: экранный эффект даёт дополнительную подъёмную силу. Но что делать, когда море разбушуется?
Кстати, об экранном эффекте. Если говорить простым языком, это когда крыло летит близко к поверхности (земле или воде) и ощущает дополнительную подъёмную силу и меньшее сопротивление. Это связано с тем, что воздушные вихри на концах крыла (те самые, что иногда видны в виде конденсационных следов) становятся слабее, ударяясь о поверхность. Меньше вихрей — меньше сопротивления, больше подъёмной силы.
Сегодня единственный сохранившийся экраноплан стоит на военной базе в Дагестане. Планируется его транспортировка в Дербент для показа в военно-патриотическом парке. Такова грустная история «Каспийского монстра». Но, как говорится, отрицательный результат — тоже результат.
Однако не стоит думать, что на этом всё закончилось. Разработки в области аппаратов, использующих экранный эффект, продолжаются. Россия, например, в 2022 году заявила о продаже шести малых экранопланов Ирану. А сингапурская компания Wigetworks разрабатывает коммерческий аппарат Airfish, который они называют Wing-In-Ground (WIG). По классификации Международной морской организации (IMO), WIG — это аппараты, которые «поддерживаются в основном режиме эксплуатации исключительно аэродинамическими силами, которые позволяют им работать на малой высоте над поверхностью моря, но без непосредственного контакта с этой поверхностью». Airfish рассчитан на перевозку до 9 пассажиров и приводится в движение двумя автомобильными двигателями V8, работающими на обычном бензине.
Так что, друзья мои, небо зовёт! И, возможно, совсем скоро мы увидим, как новые «летающие лодки» бороздят водные просторы, соединяя континенты и помогая людям. Главное, чтобы они учли уроки «Каспийского монстра» и не попали в зону турбулентности. До новых встреч!
авиация, ссср, сша, экраноплан
Отправить комментарий
Сообщение формы создания комментариев